ЛОКАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРИЛЕНСКОЙ ТРАДИЦИИ ЭПИЧЕСКОГО ПЕНИЯ ЯКУТОВ

Авторы

  • Анна Семеновна ЛАРИОНОВА, degerenan@mail.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.3.10868

Ключевые слова:

олонхо, песня, кылысах, распев, региональная стилистика, улусные традиции, метроритмика, ладозвукоряд, интонация, мелодика.

Аннотация

Эпос якутов олонхо в разных регионах Якутии исполняется по-разному и, особенно, имеют свою песенную специфику в зависимости от той или иной локальной традиции. В то же время вплоть до настоящего времени отсутствуют специальные исследования эпических локальных традиций пения якутов. Поэтому в представленной статье дан предварительный анализ особенностей приленской традиции эпического пения, что является актуальным в свете вышеизложенного. Цель статьи – провести музыковедческий анализ локальных вариантов приленской традиции эпического пения народа саха. Отсюда вытекают задачи: определения особенностей Амгинской, Намской, Хангаласской, Горной традиции эпического пения якутов; выявление специфики исполнения кылысахов и распевов; рассмотрения особенностей ладозвукорядных, интонационных и метроритмических структур в данной исполнительской традиции. Музыковедческий анализ показал, что существуют улусные исполнительские традиции. Напевы отличаются друг от друга в зависимости от того улуса, к которому они принадлежат. Отличия связаны преимущественно с такими выразительными средствами музыки как тембр, т. е. кылысах и распевы. Выводы исследования – помимо крупных традиций пения олонхо выявлено существование улусных.

Литература

  1. Беляев В. М. Якутские народные песни // Советская музыка. – М., 1937. –№ 9. – С. 11-26.
  2. Алексеев Э., Николаева Н. Образцы якутского песенного фольклора. – Якутск: Кн. изд-во, 1981. – 100 с.
  3. Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. – Якутск: РДНТ, 1996. –123 с.
  4. Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис. … канд. искусствовед. – СПб., 1995. –18 с.
  5. Григорьева В. Г. Народный сказитель Устин Нохсоров. – Якутск: ИП Иванов С.Д. «СМИК-Мастер», 2012. – 112 с.
  6. Оросин К. Г., Эргис Г. У. Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск: Гос. издат. СССР, 1947. – 358 с.
  7. Оросина Н. А. Традиционные сюжеты и мотивы олонхо таттинской локальной традиции (на приме- ре олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» К. Г. Оросина и «Тойон Ньургун» И. М. Давыдова) // Якутский 74 героический эпос олонхо – Шедевр Устного и Нематериального наследия Человечества в контексте эпосов народов мира: материалы Международной научной конференции (Якутск, 18-20 июня 2013 г.). – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – С. 403-405.
  8. Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. – Новосибирск: Наука, 2014. – 166 с.
  9. Николаева Н. Н. Эпос олонхо и якутская опера. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. – 187 с.
  10. Ларионова А. С., Татаринова А. Д. Особенности пения Е. И. Кардашевского в олонхо «Уол Дугуй бухатыыр» // Уол Дугуй бухатыыр: олонхо. – Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия», 2014. – С. 178-187.
  11. Чарина О. И. Некоторые особенности постпозиции эпической традиции в Горном улусе // Якут- ский героический эпос олонхо: вопросы научного изучения: сб. науч. статей. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – С. 80-85.
  12. Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. Новосибирск: Наука, 2004. – 324 с.

Загрузки

Опубликован

29-09-2016

Как цитировать

ЛАРИОНОВА, А. С. . (2016). ЛОКАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРИЛЕНСКОЙ ТРАДИЦИИ ЭПИЧЕСКОГО ПЕНИЯ ЯКУТОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 65–74. https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.3.10868

Выпуск

Раздел

Статьи