Календарно-числовые особенности эпических текстов: часть 2
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32176Ключевые слова:
эпос, текст, число, числовой комплекс, классический эпос, архаический эпос, «странные» числа, былина, олонхо, фольклор, календарь.Аннотация
В работе продолжен анализ календарно-числовых особенностей эпических текстов с включением древнеегипетских «Сказок фараона Хуфу», «Повести Петеисе III», эпосов «Беовульф», «Песнь о моём Сиде», якутских «Кыыс Дэбилийэ», «Элэс Боотур», латышского «Лачплесис», тувинских «Хунан-Кара», «Боктуг-Кириш, Бора-Шэлей», хакасского «Албынжи». Выявлено доминирование числа 3 во всех исследованных эпических текстах, относящихся к народам, населяющих северную часть Евразии, начиная со Скандинавии («Беовульф») и Карелии («Калевала»), Поморья (былины), и заканчивая Якутией («Нюргун Боотур Стремительный», «Кыыс Дэбилийэ») и Бурятией («Гэсэр»). В западноевропейских текстах единообразие отсутствует: в тексте «Песнь о моём Сиде» и одной версии «Песни о Роланде» также доминирует число 3, но во второй версии последнего доминирует число 2. В южных текстах («Гильгамеш», «Одиссея») доминируют числа 7, 12. В хозяйственных текстах из Древнего Египта доминируют 5 и её производные, числа 2 и 10. В то же время в северноевразийских текстах «пятерка» имеет либо низкую частотность, либо отсутствует. Расширение счетного поля в сибирских текстах происходит в основном редубликацией с образованием смешанных десятичных чисел. Этот способ расширения числового поля в западных («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде») и южных («Гильгамеш», «Одиссея») текстах неизвестен. Числа от третьего и более разрядов везде формируются удесятерением. В текстах, относящихся к классической группе («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде»), частотность больших (от 100 и более) чисел очень высока. Выявлено, что некоторые «странные» числа (13 и 73, «Гэсэр») имеют отношение к счету и учету времени (календарь). Рассмотрена версия календарно-числовой маркировки образа героя («Гэсэр»). По предварительным данным, числовой облик «женского» текста (олонхо «Кыыс Дэбилийэ») отличается доминантой числа 8 от «мужских» олонхо, в которых доминирует 9. Занимая второе место после 3, числа 9 и 8 меняются местами. Числового комплекса 6-7 в текстах олонхо почти нет (1-2 раза), также он мало фигурирует в эхирит-булагатской версии «Гэсэра» (9%).
Литература
- Вртанесян Г. С. Календарно-числовые особенности эпических текстов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. № 3 (11). – С. 20-41. doi: 10.25587/SVFU.2018.11.16938.
- Иванов В. В. Евразийские эпические мифологические мотивы // Евразийское пространство. Звук, слово, образ. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – С. 13-53.
- Неклюдов С. Ю. Типология и история в памятниках героического эпоса // The Armenian Epic «Daredevils of Sassoun» and the World Epic Heritage (Tsakhkadzor, November 4-6, 2003). – Yerevan: National Academy of Sciences of Armenia, 2003. – pp. 17-24.
- Вртанесян Г. С. Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019. №1 (13). – С. 5-23. doi: 10.25587/SVFU.2019.13.27294.
- Древнеегипетская проза. Повесть Петеисе III / Тексты подготовлены К. Н. Жуковской. – М.: Худ. лит-ра, 1978. – 303 с.
- Путешествие Ун Амуна в Библ. Египетский иератический папирус № 120. Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. – М.: Восточная литература. Ин-т Востоковедения РАН. ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1960. – 116 с.
- Рак И. В. Египетская мифология. – СПб.: «Журнал “Нева”», Летний сад, 2000. – 560 с.
- Будагов Р. А. Определяет ли принцип экономии развитие и функционирование языка? // Вопросы языкознания. – 1972, № 1. – С. 17-36.
- Кибрик А. Е. Константы и переменные языка. – СПб.: Алетейя, 2003. – 661 с.
- Меннингер К. История цифр. – М.: Центрполиграф, 2011. – 543 с.
- Gonda J. Reflections on the numerals “one” and “two” in ancient Indo-European Languages. – Utrecht: Oosthoek Publ., 1953. – 80 p. (на англ. яз.)
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. 2-е изд. Т. 1. – М.: АН СССР, 1959. – 679 с.
- Стефанович Я. В. От Якутска до Аяна. Путевые наблюдения // Записки ВСОИРГО. Т. 2. Вып. 3. – Иркутск: Тип. К. И. Витковского, 1896. – 184 с.
- Быконя В. В. Количественные числительные в южных диалектах селькупского языка // Сб. ст. к 95-летию проф. А. П. Дульзона. ТГПУ. – Томск: ТГПУ, 1995. – С. 21-29.
- Ольдерогге Д. А. Системы счета в языках народов Тропической и Южной Африки // Африканский этнографический сборник. Вып. 13. – Л.: Наука ЛО, 1982. – С. 3-34.
- Симонов М. Д. Материалы по этнографии сымских эвенков // Генезис и эволюция этнических культур Сибири: сб. науч. тр. – Новосибирск: АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии, 1986. – С. 15-29.
- Hurford J. R. The linguistic theory of Numerals. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1975. – 293 р. (на англ. яз.)
- Поппе Н. Н. О числительном «восемь» в угорских языках // Языковедные проблемы по числительным. – Л.: ЛГУ, 1927. – С. 127-129.
- Иванов В. В. Типология языков бассейна Амазонки. Числительные и счет // Вопросы языкознания. – 2005, № 5. – С. 3-10.
- Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 719 с.
- Беовульф. Библиотека Всемирной литературы. Т. 9. – М.: Худ. лит-ра, 1975. – 751 с.
- Жолобов О. Ф. Функция и формы числительных в берестяной грамоте № 715 // Вопросы языкознания. – 2005, № 3. – С. 30-43.
- Поэма и избранные романсы о Сиде в переводах русских писателей. – СПб.: Типография Глазунова, 1897. – 157 с.
- Blazek V. Numerals. – Brno: Masarykova Universita, 1999. – 337 p. (на англ. яз.)
- Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. 2. 2-е изд. – СПб.: Тип. Император. Акад. наук, 1896. – III, 710 с. – (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук; Т. 60).
- Лачплесис: латышский эпос, воссозданный по народным преданиям. – М.: Наука, 1975. – 351 с. – (Эпос народов СССР).
- Элэс Боотур: якутский героический эпос олонхо / Фонд сохранения, изучения и пропаганды эпоса Олонхо. – Якутск: ОАО «Типография “Новости”», 2002. – 196 с.
- Кыыс Дэбилийэ: якутский героический эпос. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
- Гэсэр. Бурятский народный эпос // Эпосы народов СССР. Т. 1. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. – С. 115-171.
- Абай Гэсэр Хубун. Ч. 1. – Улан Удэ: АН СССР СО Бурятский КНИИ, 1961. – 231 с.
- Бурятская мифология. Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.
- Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания. – М.-Л.: Наука, 1966. – 399 с.
- Тувинские героические сказания. – Новосибирск: Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. – 584 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).
- Албынжи. Хакасский героический эпос // Эпосы народов СССР. Т. 1. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. – С. 461-532.
- Грюнберг А. П. Нуристанские языки // Языки мира. – М.: Индрик, 1999. – С. 126-131.
- Казакевич О. А. Две женщины, семь теснин и тридцать воинов (о выражении квантитативности в фольклорных текстах северных селькупов) // Логический анализ языка. Квантитативный аспект языка. – М.: Индрик, 2005. – С. 384-399.
- Рафаева А. В. Число и счет в русских сказках (по материалам сборника Афанасьева А. Н.) // Числа в системе культуры: сб. ст. – М.: Изд-во РГГУ, 2012. – С. 9-55.
- Орехов Б. В., Галлямов А. А. Числительные в башкирской народной поэзии // Логический анализ языка: Числовой код в разных языках и культурах – М.: ЛЕНАНД, 2014. – С. 182-186.
- Напольских В. В. Реконструкция числительных и реконструкция систем счисления // Числа в системе культуры: сб. ст. – М.: РГГУ, 2012. – С. 197-219.
- Щеглов П. В. Отраженные в небе мифы земли. – М.: МГУ, 1996. – 142 с.
- Вртанесян Г. С. Некоторые особенности структуры нивхских календарей // Фольклор палеоазиатских народов: материалы II Международной научной конференции (г. Якутск, 21-25 ноября 2016 г.). – Якутск: РИО медиа-холдинга, 2017. – С. 91-97.
- Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. – М.: Худ. лит-ра, 1977. – 317 с.
- Ионов В. М. Дух-хозяин леса у якутов // Сборник МАЭ. Т. 4. – Пг.: Тип. Император. Акад. наук, 1916. – 43 с.
- Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – нач. XX века. – Новосибирск: Наука, 1975. – 199 с.
- Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1984. – 317 с.
- Калевала / Пер. Л. П. Бельского. – Л.: Лениздат, 1984. – 575 с.
- Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. Материалы этнографические. – СПб.: Типография В. Безобразова, 1883. – 386 с.
- Вртанесян Г. С. Числовые комплексы в текстах и материальной культуре народов Урала, Приуралья и Сибири // Вестник угроведения. – 2018, Т. 8, № 3. – С. 525-538.
- Вртанесян Г. С. «Спрятанное время» в календарях народов Урала и Сибири // Вестник угроведения. – 2018, Т. 8, № 1. – С. 112-123.
- Gobert M-N. Les nombre sacres et l'origine des religions. – Paris: Stock + Plus, 1982. – 196 p. (на франц. яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная