КАЛЕНДАРНЫЕ МИФЫ, КАК ОСНОВА ГЕНЕЗИСА РАННИХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ: ПО ФОЛЬКЛОРНЫМ ТЕКСТАМ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-70-81Ключевые слова:
календарный миф; белка-летяга; бурундук; налим; Бог Грозы; сын духа неба; Кайракан; фольклорные тексты; календарная лексика; фольклорАннотация
Формирование ранних форм религиозных верований в архаических социумах тесно связано с хозяйственно-культурным типом («стратегия выживания»), поэтому при их исследовании необходима опора в первую очередь на календарные реалии. В тундре это время коллективной добычи мигрирующих копытных, загонная охота на линную птицу, в тайге охота по насту, лов проходных рыб и т. д. Поэтому актуально выявление их места и роли в календарном мифе. Новизна данной работы: в применении развиваемого автором метода экологического подхода к анализу ранних религиозных верований у народов Саяно-Алтая. Цель и задача исследования: выявление трансформации «основного мифа» индоевропейцев в экологических реалиях Сибири, на примере Саяно-Алтая. Метод исследования: сравнительный анализ фольклора, а также календарной лексики народов Саяно-Алтая. Анализ текстов, показывает, что многие сюжеты складывались в определенное календарное время (сезон года). Цикличность, выраженная в смерти и возрождении действующих лиц – героев и их противников, обеспечивающая круговорот жизни, является признаком принадлежности сюжетов к календарному мифу (КМ) – совокупности мифологизированных представлений о ходе времени в природе, соотнесенная с особенностями климата в период их формирования или преобразования. В контексте задачи рассмотрены генезис и трансформация двух евразийских мифов, имеющих календарную основу. Первый о Боге грозы (т. н. «основной миф» индоевропейцев), письменная история которого, насчитывает не менее трех тысяч лет. Второй миф – о «сыне неба» (кеты, селькупы, угры) известен по этнографическим данным (не более 300 лет). Периодические и разнонаправленные изменения влажности в Западной Евразии, стимулировали миграции населения Передней Азии на восток, способствуя интенсивным этническим и культурным контактам, с неизбежной трансформацией общественной идеологии. Хотя этимологии и функции основных акторов (боги Неба, Низа, Бог Грозы, сын бога неба и др.) КМ населения Южной Сибири, а также их внешние параллели – тема отдельного исследования, необходимо, хотя бы обрисовать его контуры. В исследованных текстах, разница в функциях и семантике основных акторов этих двух мифов почти неуловима. Cимволика образов, носит смешанный, зооморфно-антропоморфный характер, поэтому необходим анализ календарной семантики образов, её составляющих, сделанный на примере белки-летяги, бурундука и налима. Анализ нарратива коренного населения Саяно-Алтая, Бурятии, Западной Монголии показывает трансформацию этих образов и основных акторов (Бога Грозы, сына Неба и др.) в контексте календарного мифа. Указаны внешние параллели, в фольклорных и эпических текстах коренных народов Урала, Сибири, Дальнего Востока (ханты, манси, эвенки, юкагиры, орочи и др.).
Литература
1. Вртанесян Г.С. Отражение Ильина дня в эпических и фольклорных текстах. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2021;3(23):43–57. https://doi.org/10.25587/m2885-1284-3790-o.
2. Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири. Москва: Наука; 1991:302.
3. Березкин Ю.Е. Границы и контакты: модели распределения фольклорно-мифологических мотивов в Евразии. Этнография. 2021;4(14):6–23.
4. Родионов М.А. (ред.) Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. Санкт-Петербург: МАЭ РАН; 2014:250.
5. Волков В.Г. Древние миграции самодийцев и енисейцев в свете генетических данных. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013;1(1):79–96.
6. Дашковский П.К (ред.) Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т.1. Поздняя древность – начало ХХ века. Барнаул: Изд-во АлтГУ; 2014:214.
7. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Ч. 1. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та; 1984:1328.
8. Динесман Л.Г., Киселева Н.К., Князев А.В. История степных экосистем Монгольской Народной Республики. Москва: Наука; 1989:215.
9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Москва: Наука; 1974:342.
10. Березкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Аналитический каталог сказочных сюжетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 12.02.2025).
11. Вртанесян Г.С. Вариации «основного мифа» индоевропейцев в Западной Сибири. В кн.: Томилов Н.А. (ред.) Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Омск; Тюмень: «Издатель-Полиграфист»; 2022:8–12.
12. Спасский Г.И. Телеуты или белые калмыки. Сибирский вестник. Санкт-Петербург: Ч. 13. Кн. 1; 1821:1–14.
13. Сastren M.A. Versuch einer jenissei–ostjakishen und kottischen Sprachlehre nebst Worterverzeichnissen aus den genanten Sprachen. XIX. Saint Petersburg: Buchdr. der Kaiserlichen Akad. der Wiss.; 1858:264. (На немецком яз.)
14. Вртанесян Г.С. Традиционные календари тюркоязычных народов Южной Сибири по записям XVIII–XXI вв.: общее и особенное. В кн.: Тычинских З.А. (ред.) Сибирский сборник. Вып. 9. Тобольск: УрО РАН; 2024:175–275.
15. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV: материалы этнографические. Санкт-Петербург: Типография В. Безобразова; 1883:1026.
16. Donner K. Ethnological notes about the Yenisei-Ostyak. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen seura; 1933:103. (На англ. яз.)
17. Анучин В.И. Очерк шаманства енисейских остяков. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук; 1914:89. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук; Т. 2, вып. 2).
18. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. Москва: Наука; 1978:127.
19. Суразаков С.С. Сходные черты стиля в орхонских надписях и эпосе тюркоязычных народов. В кн.: Гацак В.М. Типология народного эпоса. Москва: Наука; 1975:45–47.
20. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Санкт-Петербург: Изд-во Российской Академии наук; 1924:148. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук; Т. 2, вып. 2).
21. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Москва: Наука; 1992:242.
22. Тенишев Э.Р., Благова Г.Ф. (ред.) Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Москва: Наука; 2006:908.
23. Наделяев В.М., Насилов Д.М. (ред.) Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука; 1969:676.
24. Балакина О.Н., Дедеева В.С. (ред.) Алтайско-русский словарь. Горно-Алтайск: РОО «Лепта»; 2015:167.
25. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Москва: Наука; 1989:740.
26. Славнин В.Д. Архаика в духовной культуре кумандинцев: вселенная и человек, время и календарь. В кн.: Холюшкин Ю.П (ред.) Методы реконструкции в археологии. Новосибирск: Наука; 1991:179–218.
27. Патканов С.К. Остяцкая молитва. Т. 1. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрыки: 1999:400.
28. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН; 1998:235.
29. Сундуева Е.В. Семантическая сфера любви в монгольских языках. Гуманитарный вектор. Серия Филология. Востоковедение. 2016;11(3):189–193.
30. Потанин Г.Н. Громовник по поверьям и сказаниям племен Южной Сибири и Северной Монголии. Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург: 1882; Ч. ССXIX:116–331.
31. Дампилова Л.С. Теоним Хайрхан в тюрко-монгольской мифологии. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020;2(28):118–126.
32. Вртанесян Г.С. Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019;1(13):5–23. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.13.27294.
33. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы земли. Москва: Наука; 1996:142.
34. Прокопьева П.Е. Устная несказочная традиция юкагиров. Новосибирск: Наука; 2018:308.
35. Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии. В кн.: Неклюдов Ю.С., Новик Е.С. (ред.) От мифа к литературе. Сборник в честь 70-летия Е.М. Мелетинского. Москва: РГГУ; 1993:25–42.
36. Сем Т.Ю. Верховный пантеон тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока (XIX–XX вв.): типология и семантика образов. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Санкт-Петербург; 2007:29.
37. Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-сахалинского региона. Владивосток: Дальнаука; 2003:485.
38. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. Магадан: Магаданское книжное изд-во; 1983:175.
39. Бравина Р.И. «Сюгэ-балта тыл»: символ топора в традиционной культуре якутов. Эпосоведение. 2023;2(30):16–25. https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.57.78.002.
40. Алексеенко Е.А. Кеты. Ленинград: Наука; 1967:262.
41. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Этнографическое обозрение. Кн. XLVI. 1900;(3):1–122.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная