КАЛЕНДАРНЫЕ МИФЫ, КАК ОСНОВА ГЕНЕЗИСА РАННИХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ: ПО ФОЛЬКЛОРНЫМ ТЕКСТАМ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-70-81

Ключевые слова:

календарный миф; белка-летяга; бурундук; налим; Бог Грозы; сын духа неба; Кайракан; фольклорные тексты; календарная лексика; фольклор

Аннотация

Формирование ранних форм религиозных верований в архаических социумах тесно связано с хозяйственно-культурным типом («стратегия выживания»), поэтому при их исследовании необходима опора в первую очередь на календарные реалии. В тундре это время коллективной добычи мигрирующих копытных, загонная охота на линную птицу, в тайге охота по насту, лов проходных рыб и т. д. Поэтому актуально выявление их места и роли в календарном мифе. Новизна данной работы: в применении развиваемого автором метода экологического подхода к анализу ранних религиозных верований у народов Саяно-Алтая. Цель и задача исследования: выявление трансформации «основного мифа» индоевропейцев в экологических реалиях Сибири, на примере Саяно-Алтая. Метод исследования: сравнительный анализ фольклора, а также календарной лексики народов Саяно-Алтая. Анализ текстов, показывает, что многие сюжеты складывались в определенное календарное время (сезон года). Цикличность, выраженная в смерти и возрождении действующих лиц – героев и их противников, обеспечивающая круговорот жизни, является признаком принадлежности сюжетов к календарному мифу (КМ) – совокупности мифологизированных представлений о ходе времени в природе, соотнесенная с особенностями климата в период их формирования или преобразования. В контексте задачи рассмотрены генезис и трансформация двух евразийских мифов, имеющих календарную основу. Первый о Боге грозы (т. н. «основной миф» индоевропейцев), письменная история которого, насчитывает не менее трех тысяч лет. Второй миф – о «сыне неба» (кеты, селькупы, угры) известен по этнографическим данным (не более 300 лет). Периодические и разнонаправленные изменения влажности в Западной Евразии, стимулировали миграции населения Передней Азии на восток, способствуя интенсивным этническим и культурным контактам, с неизбежной трансформацией общественной идеологии. Хотя этимологии и функции основных акторов (боги Неба, Низа, Бог Грозы, сын бога неба и др.) КМ населения Южной Сибири, а также их внешние параллели – тема отдельного исследования, необходимо, хотя бы обрисовать его контуры. В исследованных текстах, разница в функциях и семантике основных акторов этих двух мифов почти неуловима. Cимволика образов, носит смешанный, зооморфно-антропоморфный характер, поэтому необходим анализ календарной семантики образов, её составляющих, сделанный на примере белки-летяги, бурундука и налима. Анализ нарратива коренного населения Саяно-Алтая, Бурятии, Западной Монголии показывает трансформацию этих образов и основных акторов (Бога Грозы, сына Неба и др.) в контексте календарного мифа. Указаны внешние параллели, в фольклорных и эпических текстах коренных народов Урала, Сибири, Дальнего Востока (ханты, манси, эвенки, юкагиры, орочи и др.).

Литература

1. Вртанесян Г.С. Отражение Ильина дня в эпических и фольклорных текстах. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2021;3(23):43–57. https://doi.org/10.25587/m2885-1284-3790-o.

2. Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири. Москва: Наука; 1991:302.

3. Березкин Ю.Е. Границы и контакты: модели распределения фольклорно-мифологических мотивов в Евразии. Этнография. 2021;4(14):6–23.

4. Родионов М.А. (ред.) Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. Санкт-Петербург: МАЭ РАН; 2014:250.

5. Волков В.Г. Древние миграции самодийцев и енисейцев в свете генетических данных. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013;1(1):79–96.

6. Дашковский П.К (ред.) Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т.1. Поздняя древность – начало ХХ века. Барнаул: Изд-во АлтГУ; 2014:214.

7. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Ч. 1. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та; 1984:1328.

8. Динесман Л.Г., Киселева Н.К., Князев А.В. История степных экосистем Монгольской Народной Республики. Москва: Наука; 1989:215.

9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Москва: Наука; 1974:342.

10. Березкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Аналитический каталог сказочных сюжетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 12.02.2025).

11. Вртанесян Г.С. Вариации «основного мифа» индоевропейцев в Западной Сибири. В кн.: Томилов Н.А. (ред.) Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Омск; Тюмень: «Издатель-Полиграфист»; 2022:8–12.

12. Спасский Г.И. Телеуты или белые калмыки. Сибирский вестник. Санкт-Петербург: Ч. 13. Кн. 1; 1821:1–14.

13. Сastren M.A. Versuch einer jenissei–ostjakishen und kottischen Sprachlehre nebst Worterverzeichnissen aus den genanten Sprachen. XIX. Saint Petersburg: Buchdr. der Kaiserlichen Akad. der Wiss.; 1858:264. (На немецком яз.)

14. Вртанесян Г.С. Традиционные календари тюркоязычных народов Южной Сибири по записям XVIII–XXI вв.: общее и особенное. В кн.: Тычинских З.А. (ред.) Сибирский сборник. Вып. 9. Тобольск: УрО РАН; 2024:175–275.

15. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV: материалы этнографические. Санкт-Петербург: Типография В. Безобразова; 1883:1026.

16. Donner K. Ethnological notes about the Yenisei-Ostyak. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen seura; 1933:103. (На англ. яз.)

17. Анучин В.И. Очерк шаманства енисейских остяков. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук; 1914:89. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук; Т. 2, вып. 2).

18. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. Москва: Наука; 1978:127.

19. Суразаков С.С. Сходные черты стиля в орхонских надписях и эпосе тюркоязычных народов. В кн.: Гацак В.М. Типология народного эпоса. Москва: Наука; 1975:45–47.

20. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Санкт-Петербург: Изд-во Российской Академии наук; 1924:148. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук; Т. 2, вып. 2).

21. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Москва: Наука; 1992:242.

22. Тенишев Э.Р., Благова Г.Ф. (ред.) Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Москва: Наука; 2006:908.

23. Наделяев В.М., Насилов Д.М. (ред.) Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука; 1969:676.

24. Балакина О.Н., Дедеева В.С. (ред.) Алтайско-русский словарь. Горно-Алтайск: РОО «Лепта»; 2015:167.

25. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Москва: Наука; 1989:740.

26. Славнин В.Д. Архаика в духовной культуре кумандинцев: вселенная и человек, время и календарь. В кн.: Холюшкин Ю.П (ред.) Методы реконструкции в археологии. Новосибирск: Наука; 1991:179–218.

27. Патканов С.К. Остяцкая молитва. Т. 1. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрыки: 1999:400.

28. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН; 1998:235.

29. Сундуева Е.В. Семантическая сфера любви в монгольских языках. Гуманитарный вектор. Серия Филология. Востоковедение. 2016;11(3):189–193.

30. Потанин Г.Н. Громовник по поверьям и сказаниям племен Южной Сибири и Северной Монголии. Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург: 1882; Ч. ССXIX:116–331.

31. Дампилова Л.С. Теоним Хайрхан в тюрко-монгольской мифологии. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020;2(28):118–126.

32. Вртанесян Г.С. Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019;1(13):5–23. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.13.27294.

33. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы земли. Москва: Наука; 1996:142.

34. Прокопьева П.Е. Устная несказочная традиция юкагиров. Новосибирск: Наука; 2018:308.

35. Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии. В кн.: Неклюдов Ю.С., Новик Е.С. (ред.) От мифа к литературе. Сборник в честь 70-летия Е.М. Мелетинского. Москва: РГГУ; 1993:25–42.

36. Сем Т.Ю. Верховный пантеон тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока (XIX–XX вв.): типология и семантика образов. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Санкт-Петербург; 2007:29.

37. Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-сахалинского региона. Владивосток: Дальнаука; 2003:485.

38. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. Магадан: Магаданское книжное изд-во; 1983:175.

39. Бравина Р.И. «Сюгэ-балта тыл»: символ топора в традиционной культуре якутов. Эпосоведение. 2023;2(30):16–25. https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.57.78.002.

40. Алексеенко Е.А. Кеты. Ленинград: Наука; 1967:262.

41. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Этнографическое обозрение. Кн. XLVI. 1900;(3):1–122.

Биография автора

Гарегин Суренович Вртанесян, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат технических наук, консультант Центра изучения религий

Загрузки

Опубликован

02-04-2025

Как цитировать

Вртанесян, Г. С. (2025). КАЛЕНДАРНЫЕ МИФЫ, КАК ОСНОВА ГЕНЕЗИСА РАННИХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ: ПО ФОЛЬКЛОРНЫМ ТЕКСТАМ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 70–81. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-70-81

Выпуск

Раздел

Статьи