ОТРАЖЕНИЕ ИЛЬИНА ДНЯ В ЭПИЧЕСКИХ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТАХ
DOI:
https://doi.org/10.25587/m2885-1284-3790-oКлючевые слова:
Ильин день; последний герой; змееборчество; стрелок в Солнце; Бог Грозы; числовой комплекс 6-7; календарный миф; календарная картина мира; синкретические образы; зачатие и рождение героя.Аннотация
Цель работы – выявление роли и места Ильина дня в опоэтизированной календарной картине мира у некоторых народов Передней Азии, Европы, лесной полосы Северной Азии и сопредельных областей. Основным методом исследования является сравнительный анализ эпических и фольклорных текстов, соотнесенный с экологией. Работа представляется актуальной в связи с близостью главных черт образов эпических героев почти во всей Евразии – указание на устойчивость структуры исходной модели мифа, что, на наш взгляд, объясняется происхождением из общего источника. Вероятнее всего, это календарный миф и его узловые точки – переломы погоды в середине сезонов. Показано, что первые тексты, свидетельствующие о важной сакральной роли событий середины летнего сезона, относятся к началу II тыс. до н. э. (древние хетты, праздник Пуруллия). В основе ритуала лежал «основной миф» о борьбе Бога Грозы со Змеем, общее наследие народов индо-европейской языковой семьи. Выявлены природные маркеры Ильина дня. В текстах, относящихся к лесной полосе Северной Евразии («Калевала», «Карельские эпические песни», обско-угорские тексты и др.), события Ильина дня – проливные грозовые дожди начала августа, сменяющие жаркую сухую погоду июля, отражены как преодоление героями «огненной» преграды (река, потоп) на пути к северу («стране» прохлады и влаги). Доминирование числового комплекса 6-7 в «Калевале» и карельских эпических песнях являются свидетельством в пользу начала отсчета календарного времени с событий Ильина дня. Высказано предположение о структуре календарного мифа, в котором новый цикл начинается с событий Ильина дня (древнеармянский языческий календарь, календари селькупов и др.). Противоположная картина наблюдается в обско-угорских текстах с абсолютной доминантой числового комплекса 7-6, что служит доводом об отсчете «летней дороги солнца» с даты зимнего солнцестояния. В текстах, относящихся к Малой Азии, Кавказу, события Ильина дня облечены в форму борьбы героя с драконом, Змеем или Гидрой – мифологизированными причинами летней засухи. Рассмотрены описания особенностей зачатия и рождения героя в контексте календарного мифа. В текстах, относящихся к лесной зоне Евразии, а также кельтских, зачатие героя соотнесено с Ильиным днем. Временем активной деятельности героев (символы яркого света) является летний сезон, по завершении которого (то есть «жизни»), они уходят в «камень-тьму».
Литература
- Пропп В. Я. Мотив чудесного рождения // Фольклор и действительность. Избранные статьи. – Москва : Наука, 1976. – С. 205–240.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : Летне-осенние праздники / отв. ред. С. А. Токарев. – Москва :Наука, 1978. – 296 с.
- Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
- Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Аналитический каталог сказочных сюжетов [Электронный ресурс]. URL : http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения : 05.09.2021).
- Aspelin E. «Le Folklore en Finlande» // Melusine. – 1884. – № 3. – Рp. 3–78. (На французском яз.)
- Воеводский Л. Ф. Введение в мифологию Одиссеи. – Одесса : Типография П. А. Зеленого, 1881. – 235 с.
- Найдыш В. М. Мифология. – Москва : КНОРУС, 2010. – 432 с.
- Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. – Москва : Наука, 1979. – 232 с.
- Вртанесян Г. С. Календарно-числовые особенности эпических текстов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2018. – № 3. – С. 20–41.
- Вртанесян Г. С. Ильин день в календарных мифах народов Урала и Западной Сибири // Вестник угроведения. – 2019. – № 3. – С. 532–544. – DOI : 10.30624/2220-4156-2019-9-3-533-544.
- Давид Сасунский. Армянский народный эпос / ред. Л. С. Гейро. – Москва : Советский писатель, 1982. – 359 с.
- Сага о Волсунгах / пер., предисл. и примеч. Б. И. Ярхо. – Москва-Ленинград : ACADEMIA, 1934. – 287 с.
- Вавилов П. П., Гриценко В. В., Кузнецов В. С., Третьяков Н. Н., Шатилов И. С. Растениеводство. – Москва : Агропромиздат, 1986. – 512 с.
- Лачплесис. Латышский народный герой / сост. А. И. Пумпур. – Москва : Наука, 1975. – 350 с.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. – Москва : Наука, 1974. – 342 с.
- Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. – Москва : Наука, 1982. – 252 с.
- Hoffner H. A. Hittite miths. Writings from the Ancient world 2. – Atlanta : Scholars press, 1990. – 137 p. (На англ. яз.)
- Аполлодор. Мифологическая библиотека / пер., заключит. ст., примеч., указатель В. Г. Боруховича. – Ленинград : Наука, 1972. – 224 с.
- Вртанесян Г. С. Трикстеры и герои в эпосе и фольклоре народов Западной Сибири // Сибирский сборник. – 2020. – Вып. 5. – С. 49–73.
- Луна, упавшая с неба / пер. с древнемалоазиатских языков Вяч. Вс. Иванова. – Москва : Худ. лит-ра, 1977. – 317 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев [Электронный ресурс]. URL : https://archive.org/details/Myths_of_the_Peoples_of_the_World_Encyclopedia_Electronic_publication (дата обращения : 05.09.2021).
- Топоров В. Н. Об отражении одного индоевропейского мифа в древнеармянской традиции // Историко-филологический журнал. – 1977. – № 3. – С. 88–105.
- Пьерар М. Вода и засуха в аргосских мифах // Вестник древней истории. –1994. – №3. – С. 114–120.
- Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т. 1. – Москва : Изд-во иностр. лит-ры, 1958. – 659 с.
- Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. – Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2015. – 299 с.
- Сумцов Н. Ф. К истории сказаний об искусном стрелке // Этнографическое обозрение. – 1890. – № 2. – С. 131–141.
- Калевала / пер. Л. П. Бельского; под ред. Д. В. Бубриха. – Ленинград : АСАDEMIA. Лениздат, 1933. – 330 с.
- Лёнротт Э. Калевала. – Санкт-Петербург : Вита Нова, 2010. – 1088 с.
- Карельские эпические песни / предисл., подг. текстов и коммент. В. Я. Евсеева. – Москва-Ленинград : Изд-во АН СССР, 1950. – 494 с.
- Мифы, сказки, предания хантов и манси / под ред. Н. В. Лукиной. – Москва : Наука, 1990. – 568 с.
- Бадалян Г. С. Календарь // Культура раннефеодальной Армении IV–VI вв. – Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1980. – С. 237–240.
- Харузин Н. Русские лопари. – Москва : Т-во скоропечатни А. Левенсон, 1890. – 472 с.
- Вртанесян Г. С. Сибирские реминесценции «основного мифа» индоевропейцев // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сб. ст. – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. – C. 296–301. – DOI : 10.25693/Vasilevich.2020.057.
- Хаджиева Т. М. Нартский эпос балкарцев и карачаевцев // Нарты : Героический эпос балкарцев и карачаевцев. – Москва : Наука, 1994. – С. 8–66.
- Малкондуев Х. Х. Пространство и время в карачаево-балкарском нартском эпосе // Нартоведение в XXI веке : Вып. 3. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН, 2015. – С. 16–35.
- Ирландские саги / сост. М. И. Стеблин-Каменский. – Москва-Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1961. – 299 с.
- Шервуд Е. А. Календарь у древних кельтов и германцев // Календарь в культуре народов мира : сб. ст. – Москва : Наука, 1993. – С. 145–161.
- Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. – Москва : Центрполиграф, 2004. – 173 с.
- Рябицев В. К. Птицы Сибири. – Москва-Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. – 456 с.
- Кэптукэ Г., Роббек В. Тунгусский архаический эпос (эвенкийские и эвенские героические сказания). – Якутск : Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2002. – 210 с.
- Симченко Ю. Б., Смоляк А. В., Соколова З. П. Календари народов Сибири // Календарь в культуре народов мира. – Москва : Наука, 1993. – С. 201–253.
- Ранк О. Миф о рождении героя. – Москва : Рефл бук. Ваклер, 1997. – 252 с.
- Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – Москва : Наука, 1976. – 276 с.
- Неклюдов С. Ю. Рождение героя и конструирование богатырской биографии // Поэтика эпического повествования : пространство и время. – Москва : РГГУ, «Форум», 2015. – С. 47–83.
- Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. – Москва : Типогр. Е. Г. Потапова, 1888. – 91 с.
- Blazek V. Numerals. – Brno : Masarikova Un-tа, 1999. – 338 p. (In Eng.)
- Трубецкой Н. С. Кавказские параллели к фригийскому мифу о рождении из камня (земли) // Этнографическое обозрение. – 1908. – № 3. – С. 88–92.
- Ардзинба В. Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня // Древняя Анатолия. – Москва : Наука, 1985. – С. 128–168.
- Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. 2-е изд. – Москва : Наука, 1987. – 527 с.
- De Laguna F. Under Mount Saint Elias : The History And Culture of Jakutat Tlingit. Vol. II (XXIX–XLI). – Washington : Smithsonian Institution Press, 1972. – P. 549–914. (In Eng.)
- Шанаев Дж. Осетинские народные сказания // Сборник сведений о кавказских горцах. – 1871. – Вып. V. – Раздел 2. – C. 1–37.
- Сага о Сверрире / пер. с др. исландского М. И. Стеблин-Каменского. – Москва : Наука, 1988. – 279 с.
- Боргояков М. И. Скифско-тюркские (хакасские) этнографические и фольклорные параллели // Народы Азии и Африки. – 1975. – № – С. 110–120.
- Гэсэр. Библиотека героического эпоса / пер. С. И. Липкина. – Москва : Книговек, 2010. – 304 с.
- Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Материалы по фольклору хантов. – Томск : Изд-во ТГУ, 1978. – 212 с.
- Именитые богатыри обского края. Кн. 2 / под ред. В. Б. Орлова. – Ханты-Мансийск : Юграфика, 2012. – 171 с.
- Виташевский Н. А. К материалам о якутских сказках // Живая старина. – 1912. – Вып. 2–4. – С. 449–466.
- Патканов С. К. Остяцкая молитва. Т. – Тюмень : Изд-во Мандрыки, 1999. – 400 с.
- Ригведа. Мандалы I–IV / пер. Т. Я. Елизаренковой. 2-е изд. – Москва : Наука, 1999. – 768 с.
- Cooke H. P. Osiris : A Study in Myths, Mysteries and Religion. – London : C.W. Daniel Co, 1931. – 169 p. (In Eng.)
- Йеттмар К. Религии Гиндукуша. – Москва : Наука, 1986. – 524 с.
- Иванов В. В. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну // Историко-филологический журнал. – 1983. – № 4. – С. 23–43.
- Пелих Г. И. Происхождение селькупов. – Томск : ТГУ, 1972. – 424 с.
- Топоров В. Н. К индоиранскому влиянию в финно-угорской мифологии // Финно-угорские народы и восток. – Тарту : Тартусский ГУ, 1975. – С. 72–76.
- Чернецов В. Вогульские сказки : Сборник фольклора народа манси (вогулов). – Ленинград : Гослитиздат, 1935. – 141 с.
- Серов С. Я. Медведь – супруг // Фольклор и историческая этнография : сб. ст. – Москва : Наука, 1983. – С. 170–190.
- Пажетнов В. С. Бурый медведь. – Москва : Агропромиздат, 1990. – 215 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная