КАЛЕНДАРНО-ЧИСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Авторы

  • Гарегин Суренович ВРТАНЕСЯН, veges2011@yandex.ru Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.11.16938

Ключевые слова:

эпос, былина, текст, числа, числовые комплексы, частотность, семантика чисел, пять, кольцевой календарь, интеркаляции.

Аннотация

Функции и роль чисел в текстах, всегда были в центре внимания ученых. Особую роль числа имеют в эпических текстах, где они получают статус сакральных. Однако систематические исследования числового контекста в эпических, фольклорных и др. текстах автору неизвестны. В связи с этим исследован числовой облик некоторых эпических и фольклорных текстов народов Евразии за последние 5 тыс. лет. Наряду с известным методом анализа частотности чисел в текстах предложен метод анализа семантики с помощью исследования числовых комплексов в текстах. Рассмотрена проблема существования числовых комплексов (ЧК) в текстах эпического, фольклорного и сказочного жанров. Выявлены ЧК в текстах «Эпос о Гильгамеше», «Одиссея», «Песнь о Роланде», «Калевала», олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», «Маадай Кара» и в ряде фольклорных и сказочных текстов обских угров. Выявлено отсутствие единой картины частотности чисел и ЧК в текстах. Это касается как степени насыщенности текста числами, так и состава использованных чисел и числовых комплексов. В текстах первой, второй и третьей групп, доминируют числа 2, 3, 7 и 12. Число 5 (и его производные) практически отсутствуют. Среди ЧК (ступеней и рядов) комплекс «6-7» доминирует в текстах группы I, обско-угорских и «Маадай Кара». В группах текстов I, II, III групп и «Калевале» доминируют возрастающие ЧК (более 80%). В олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» (П. А. Ойунский) возрастающие ЧК доминируют. В варианте К. Г. Оросина картина обратная, доминируют убывающие ЧК, сближаясь с эпосом «Маадай Кара». В обско-угорских текстах абсолютно доминирует убывающий ЧК 7-6, в «Маадай Кара» ЧК 7-6 и 6-7 распределены примерно поровну. Возрастающий ЧК 6-7 в «Калевале» редок (9,5 и 14,3%), убывающий ЧК 7-6 единичен. В «Нюргун Боотур Стремительный» их нет вовсе. Особое положение чисел 6 и 7 связано с особенностями поведения солнца в течение годового календарного цикла. Длительность «летней дороги» Солнца, которая характеризуется увеличением солнечной освещенности, охватывает время от зимнего солнцестояния до Ильина дня (начало августа), и равна примерно 7 сидерическим лунным месяцам. Длительность «зимней дороги» Солнца, от Ильина дня (поворот погоды на «зиму») и до зимнего солнцестояния, равна 6 сидерическим месяцам. Счетная символика в виде дискретных элементов декора, представленная числами 6 и 7 и их производными (13, 14, 52, 78) выделена на артефактах (кольцевые календари), относящихся к культурам эпохи поздней бронзы и раннего железа Приуралья, Урала и Западной Сибири. Предложена методика расчета продолжительности солнечного годового календарного цикла, используя базовые числа 6 и 7. Предложенный комплексный метод анализа числового контекста можно использовать для выявления семантики чисел в эпических и фольклорных произведениях народов мира и в первую очередь Северной Евразии (эпосы алтайских тюрок, бурят, русские былины, якутское олонхо, тунгусо-маньчжурские героические сказания и др.).

Литература

  1. Вртанесян Г. С. Числовые «ряды» и «ступени» в фольклоре и эпосе народов Алтая и Сибири // Урал – Алтай: через века в будущее: материалы Всероссийской научной конференции (г. Горно-Алтайск, 2-5 июля 2014 г.). – Горно-Алтайск: БНУ РА НИИА им. С. С. Суразакова, 2014. – С. 302-308.
  2. Габышева Л. Л. Функции числительных в мифопоэтическом тексте на материале олонхо // Язык – миф – культура народов Сибири. Вып. 1. – Якутск: ЯГУ, 1988. – С. 78-91.
  3. Головнев А. В. Числовые символы хантов // Народы Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1997. – С. 82-89.
  4. Жуковская Н. Л. Число в монгольской культуре // Археология, этнография и антропология Монголии. – Новосибирск: СО Наука, 1987. – С. 241-246.
  5. Избекова Е. И. Числительные в олонхо. Структура и семантика: автореф. дисс. … к. филол. н. – Якутск, 2000. – 20 с. (на русском и якутском яз.)
  6. Казакевич О. А. Две женщины, семь теснин и тридцать воинов (о выражении квантитативности в фольклорных текстах северных селькупов) // Логический анализ языка. Квантитативный аспект языка. – М.: Индрик, 2005. – С. 384-399.
  7. Крюкова Е. А. Сравнительный анализ количественных числительных в кетском и селькупском языках // Вестник ТГПУ. 2013, № 3. – С. 92-98.
  8. Муратова Р. Т. Этнокультурная символика чисел в башкирском языке // Урало-алтайские исследования. – 2011, № 2 (5). – С. 53-70.
  9. Новичкова Т. А. Традиционные числа в былинах // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1984, № 5. – С. 144-155.
  10. Орехов Б. В., Галлямов А. А. Числительные в башкирской народной поэзии // Логический анализ языка: Числовой код в разных языках и культурах. – М.: ЛЕНАНД. – С. 182-186.
  11. Островский А. Б. Числовой код в мифологическом нарративе культур Тихоокеанского Севера // Этнографическое обозрение. 2003, № 2. – С. 68-97.
  12. Панфилов В. З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. – М.: Наука, 1982. – 357 с.
  13. Праведников С. П. Имена числительные в фольклорном тексте: лексикологический и лексикографический аспекты. – Курск: Изд. КГПУ, 1996. – 120 с.
  14. Свешникова Т. Н. Роль числа в некоторых типах румынских заговоров // Славянское и балканское языкознание. – М.: Индрик, 2003. – С. 414-419.
  15. Степанов Ю. С. Счет, имена чисел, алфавитные знаки чисел в индоевропейских языках // Вопросы языкознания. 1989, № 4. – С. 46-72.
  16. Степанов Ю. С. Счет, имена чисел, алфавитные знаки чисел в индоевропейских языках // Вопросы языкознания. 1989, № 5. – С. 3-31.
  17. Топоров В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. – М.: Наука, 1980. – С. 3-58.
  18. Муратова Р. Т. Мифологическая семантика числа 7 у тюркских народов Урало-Поволжья // Вестник Башкирского университета. 2017, № 2. Т. 20. – С. 567-569.
  19. Хроленко А. Т. Поэтическая фразеология народной лирической песни. – Воронеж: Изд-во ВорГУ, 1981. – 161 с.
  20. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. – М.: Наука, 1984. – 307 с.
  21. Ольдерогге Д. А. Системы счета в языках народов Тропической и Южной Африки // Африканский этнографический сборник. Вып. 13. – Л.: Наука ЛО, 1982. – С. 3-34.
  22. Яновская С. А. О так называемых «определениях через абстракцию» // Методологические проблемы науки. – М.: Мысль, 1972. – С. 34-76.
  23. Топоров В. Н. О двух типах древнеиндийских текстов, трактующих отношение целостности-расчлененности и спасения // Переднеазиатский сборник. История и филология стран Древнего Востока. Вып. 3. – М.: Наука. – С. 215-228.
  24. Старшая Эдда. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – 263 с.
  25. Березницкий С. В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 485 с.
  26. Вртанесян Г. С. Составные статуэтки периода ранней бронзы // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. IV. – СПб: Алетейя, 2012. – С. 291-313.
  27. Витрувий. Десять книг об архитектуре. – М.: УРСС, 2003. – 317 с.
  28. Островский А. Б. Девятка в традиционном менталитете народов Амура // Миф. Символ. Ритуал. Народы Сибири. – М.: РГГУ, 2008. – С. 35-67.
  29. Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. – М.: Советская наука, 1958. – 240 c.
  30. Miller G. A. The magical number seven // Psycological Review. 1956, № 2. Vol. 63. – рр. 81-97. (на англ. яз.)
  31. Марр Н. Я. О числительных (к постановке генетического вопроса) // Языковедные проблемы по числительным. – Л.: ОГИЗ, 1927. – С. 1-96.
  32. Цывьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. – М.: Наука, 1990. – 210 с.
  33. Молданова Т. А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. – Томск: ТГУ, 1999. – 141 с.
  34. Калевала / Пер. Л. П. Бельского. – Л.: Лениздат, 1984. – 575 с.
  35. Богораз-Тан В. Г. Чукчи. Ч. 2. Религия. – Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. – 211 с.
  36. Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания. – М.: ИЦ Слава ООО «Форт профи», 2008. – 416 с.
  37. Кассирер Э. Философия символических форм. Язык. Т. 1. – М.: Академический проект, 2011. – 271 с.
  38. Меннингер К. История цифр. – М.: Центрполиграф, 2011. – 543 с.
  39. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). – СПб: Наука, 2006. – 214 с.
  40. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси: культовые места. XIX - нач. XX вв. – Новосибирск: СО Наука, 1986. – 232 с.
  41. История математики с древнейших времен до начала 19 столетия. Т. 1. – М.: Наука, 1970. – 351 с.
  42. Аристотель. Метафизика. – Ростов: Феникс, 1999. – 608 с.
  43. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 1. – Л.: Наука, 1975. – 672 с. (на русcком, тунг.-маньч., монг., тюрк. яз.)
  44. Быконя В. В., Кузнецова Н. Г., Максимова Н. П. Селькупско-русский диалектный словарь. – Томск: ТГПУ, 2005. – 348 с.
  45. Худяков И. А. Верхоянский сборник // Записки восточно-сибирского отдела императорского русского географического общества по этнографии. Т. 1. Вып. 3. – Иркутск: Тип. К. И. Витковского, 1890. – 314 с.
  46. Маадай Кара. Алтайский героический эпос. – М.: Гл. ред. вост. лит. Наука, 1973. – 474 с.
  47. Неклюдов С. Ю. О кривом оборотне (к исследованию мифологической семантики фольклорного мотива) // К столетию со дня рождения Д. К. Зеленина. – Л.: Наука, 1979. – С. 133-141.
  48. Поппе Н. Н. О числительном «восемь» в угорских языках // Языковедные проблемы по числительным. – Л.: ЛГУ, 1927. – С. 127-129.
  49. Серебренников Б. А. Историческая морфология пермских языков. – М.: Изд. АН СССР, 1963. – 391 с.
  50. Быконя В. В. Имя числительное в картине мира селькупов. – Томск: ТГПУ, 1998. – 261 с.
  51. Поппе Н. Н. Монгольские числительные // Языковедные проблемы по числительным. – Л.: ЛГУ, 1927. – С. 96-119.
  52. Иванов В. В. К типологии числительных первого десятка в языках Евразии // Проблемы лингвистической типологии и структуры языка. – Л.: ЛО Наука, 1977. – С. 36-42.
  53. Гранде Б. М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. – М.: Наука, 1998. – 439 с.
  54. Напольских В. В. Общетюркское числительное «семь» в евразийском контексте // Сибирские татары: материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (г. Тобольск, 14-18 декабря 1998 г.). – Тобольск: [б. и.], 1998. – С. 48-49.
  55. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. – М.-Л.: Наука, 1966. – 399 с.
  56. Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник МАЭ, XVII. – Л.: МАЭ, 1957. – С. 151-186.
  57. Иванов В. В. Чет и нечет. – М.: Советское радио, 1978. – 184 с.
  58. Кацнельсон С. Д. Историко-грамматические исследования. Ч. 1. Из истории атрибутивных отношений. – М.: Изд-во АН СССР, 1949. – 384 с.
  59. Иванов В. В. Происхождение древнегреческих эпических формул и метрических схем текстов // Структура текста. – М.: Наука, 1980. – С. 59-80.
  60. Рифтин А. П. Из истории множественного числа // Ученые записки ЛГУ. Серия Филологические науки. Вып. 10. – Л.: ЛГУ, 1946. – С. 37-53.
  61. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. – М.: Худ. лит-ра, 1977. – 317 с.
  62. Одиссея / Пер. с др. греч. В. А. Жуковского. – М.: Советская Россия, 1982. – 320 с.
  63. Песнь о Роланде / Пер. Ф. Г. де Ла Барта. – М.: Худ. лит-ра, 1937. – 166 с.
  64. Песнь о Роланде. Библиотека Всемирной литературы. Т. 10 / Пер. со старофранцузского Ю. Корнеева. – М.: Худ. лит-ра, 1976. – 114 с.
  65. Лёнротт Э. Калевала. В 2 т. – СПб: Вита Нова, 2010. – 1088 с.
  66. Нюргун Боотур Стремительный / Исполнитель К. Г. Оросин. – Якутск: Госиздат ЯАССР, 1947. – 410 с. (на якутском и русском яз.)
  67. Нюргун Боотур Стремительный / Зап. П. А. Ойунский. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1975. – 432 с. (на якутском и русском яз.)
  68. Алтайские героические сказания: Маадай Кара. Очи-Бала. – М.: Современник, 1983. – 288 с.
  69. Жолобов О. Ф. Функция и формы числительных в берестяной грамоте № 715 // Вопросы языкознания. 2005, № 3. – С. 30-43.
  70. Мифы, предания, сказки хантов и манси. – М.: Наука, 1990. – 568 с.
  71. Патканов С. К. Остяцкая молитва. Т. 1. – Тюмень: Мандрыко, 1999. – 400 с.
  72. Карьялайнен Ф. Религия югорских народов. Т. 2. – Томск: ТГУ, 1995. –282 с.
  73. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулы) и его духовная культура. – Сургут: Северный дом, 1993. – 206 с.
  74. Ромбандеева Е. И. Героический эпос манси (вогулов). – Ханты-Мансийск: Принт-класс, 2010. – 646 с.
  75. Баландин А. Н. Язык мансийской сказки. – Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. – 80 с. (на русском и мансийском яз.)
  76. Мифы, сказки, предания манси (вогулов). – Новосибирск: Наука, 2005. – 475 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26).
  77. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. – М.: Наука, 1976. – 336 с.
  78. Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. – Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1978. – 174 с.
  79. Рей Г. Звезды. Новые очертания старых созвездий. – М.: Мир, 1969. – 174 с.
  80. Попова С. А. Мансийские календарные праздники и обряды. – Томск: ТГУ, 2008. – 138 с.
  81. Ким А. А., Кудряшова Т. К., Кудряшова Д. А. Селькупский праздник Пиль Эд и культ лося // Материалы и исследования культурно-исторических проблем народов Сибири. – Томск: ТГУ, 1996. – С. 205-212.
  82. Пелих Г. И. Происхождение селькупов. – Томск: ТГУ, 1972. – 424 с.
  83. Карапетова И. А. Промысловые культы лесных ненцев // Религиоведческие исследования в этнографических музеях. – Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1990. – С. 58-67.
  84. Вртанесян Г. С. Числовые комплексы. Их отражение в мифопоэтике и материальной культуре // Экология древних и традиционных обществ: материалы V Международной научной конференции (г. Тюмень, 7-11 ноября 2016 г.). Вып. 5. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2016. – С. 212-215.
  85. Вртанесян Г. С. Средневековые кольцевые календари Урала и Сибири // Вестник угроведения. 2014, № 2 (17). – С. 96-108.
  86. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Гл. ред. вост. лит. Наука, 1969. – 402 c.
  87. Бурятская мифология. Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.

Загрузки

Опубликован

25-09-2018

Как цитировать

ВРТАНЕСЯН, Г. С. . (2018). КАЛЕНДАРНО-ЧИСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 20–41. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.11.16938

Выпуск

Раздел

Статьи