ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ-ОЛОНХО
Ключевые слова:
эпос, олонхо, концепции пространства и времени, героический эпос, илии, сем, харыс, кюннюк, объективистский подход, субъективистский подход, Аар Кудук Мас.Аннотация
В статье пространственно-временные представления и образы в якутском героическом эпосе-олонхо рассматриваются с позиций двух основных философских концепций пространства и времени: субстанциональной и реляционной. В отечественной и иностранной философской литературе, в исследованиях эпических произведений специальная работа с привлечением оригинального этнического материала из текстов якутского героического эпоса-олонхо по вопросам пространственно-временных представлений и образов еще не проводилась. В опубликованных текстах олонхо обнаруживаются проявления признаков, черт обеих концепций объективистского подхода, с некоторым преобладанием реляционной концепции пространства и времени. В статье привлекаются примеры из наиболее известных опубликованных текстов олонхо, подтверждающие данный тезис автора. Далее автор утверждает, что некоторые старинные единицы длины и времени не потеряли свой эвристический потенциал и на сегодняшний день для выражения, создания новых ярких, неожиданных образов и смыслов. Речь идет об эвристическом потенциале многих старинных якутских единиц длины и времени таких, как: илии, сём, харыс, былас, тысыкыл, тонг кёс быстынга, кюннюк и т.д. В якутском олонхо мы также находим пространственно-временные представления и образы, выражающие не только количественные, но и качественные характеристики пространственно-временных отношений. В якутском героическом эпосе-олонхо дается качественное описание основных пространственных направлений света: восток, запад, юг, север. Верхний, Средний, Нижний миры якутского олонхо также требуют своего качественного описания. Эпический герой олонхо времена года весну, лето, осень и зиму также определяет качественно, а не количественно.
Литература
- Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1947. – 410 с.
- Кюннюк Урастыров. Могучий Дьагарыма. – Москва: Современник, 1990. – 272 с.
- Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо. – Москва: Наука, 1985. – 608 с.
- Говоров Д. М. Непобедимый Мюльджю Бёгё. Часть 1. – Якутск: Издательство Якутского универси- тета, 2003. – 228 с.
- Ядрихинский – Бэдьээлэ П. П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта. – Якутск: Сайдам, 2011. – 448 с.
- Бурнашев – Тонг Суорун И. И. Сын лошади Богатырь Дыырай. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 376 с.
- Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1993. – 330 с.
- Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск: Книжное издательство, 1975. – 431 с.
- Винокуров В. В. Пространственно-временные представления в героическом эпосе-олонхо // Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. – 148 с.
- Винокуров В. В. Пространственно-временные представления в якутском эпосе-олонхо // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений. Т. 1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 374 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная