ИЧЧИ (ДУХИ-ХОЗЯЕВА) В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО

Авторы

  • Василий Васильевич ВИНОКУРОВ, umu_vvv@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10591

Ключевые слова:

эпос, олонхо, иччи, духи-хозяева, иччи домашнего очага, иччи дома, Няджы Нянгха, Аан Алахчын, Баай Байанай, иччи коновязи, иччи водных глубин, Эрэкэ-Джэрэкэ, иччи слова, Сах, иччи времени, якутская мифология.

Аннотация

Понятие «иччи» в самом широком и глубоком смысле этого слова в якутском языке означает «сущность», природу, содержание вещей, явлений окружающей действительности. Именно внутренняя сущность, природа, содержание любой вещи определяет все его возможные связи и отношения со всеми остальными вещами. В якутской мифологии эта иррациональная, своевольная, активная, идеальная сущность вещи и является полновластным повелителем, хозяином, иччи всех ее внешних видимых проявлений. Всякая живая вещь внутри себя содержит иччи. Поэтому понятие «иччитэх» в якутском языке означает внутреннюю пустоту, отсутствие иччи. Следовательно, понятие «иччи» является образным обозначением, выражением абстрактного понятия «сущность». В якутской мифологии и героическом эпосе олонхо некоторые иччи представляли в виде антропоморфных, зооморфных и иных существ. Эти существа наделяли разумом и способностями к различным эмоциям, осознанным поступкам и действиям. Именно эти существа в якутской мифологии и олонхо образуют особый род существ, которые однозначно невозможно отнести ни к роду добрых или к роду злых существ. Эти, чаще всего, антропоморфные и зооморфные существа в литературе обозначаются понятием «духи-хозяева» или «иччи» вещей, явлений, определенных мест.

Следует отметить, что в литературе пока нет полной и общепринятой классификации духов-хозяев, иччи. Не существует и специальной, обстоятельной монографической работы по этой проблеме. Автор, прежде всего, опирался на работы В. П. Трощанского, В. М. Ионова, В. Л. Серошевского, Э. К. Пекарского, А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского, Г. У. Эргис, А. И. Гоголева, Н. А. Алексеева. Принято считать, что иччи обитают только в Среднем мире, однако во многих текстах якутского олонхо они являются обитателями и Нижнего, и Верхнего миров. Автор приводит конкретные примеры в пользу данного тезиса.

В работе подробно рассматриваются некоторые наиболее важные иччи природных явлений, предметов, местностей Среднего мира. В отдельных случаях проведен сравнительный анализ представлений якутского олонхо с некоторыми воззрениями эпических произведений хакасского и башкирского народов по этой проблеме.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №15-04-00496 (а).

Литература

  1. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, составленный при ближайшем участии Д. Д. Попова и В. М. Попова. – СПб; Л., 1907-1930. – Вып. 1-13. – 3859 стб.
  2. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. – Якутск: Сайдам, 2013. – 96 с.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 671 с.
  4. Нюргун Боотур Стремительный / Текст К. Г. Оросина, Вступ. ст. пер. и комм. Г. У. Эргиса. – Якутск: Кн. изд-во, 1947. – 410 с.
  5. Нюргун Боотур Стремительный / Переложение в прозу Е. В. Слепцовой олонхо П. А. Ойунского. – Якутск: ИП Дементьева Э. Н., 2007. – 352 с. (на якутском яз.)
  6. Андросова-Ионова М. Н. Олонхо, песни, этнографические заметки, статьи. – Якутск: Кудук, 1998. – 733 с.
  7. Нюргун Боотур Стремительный: олонхо / Текст Г. Е. Слободчикова – Тэлээркэ. – Якутск: Алаас, 2013. – 240 с. (на якутском яз.)
  8. Сын лошади Богатырь Дыырай: олонхо. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 316 с.
  9. Нюргун Боотур Стремительный / Воссоздал на основе народных сказаний П. А. Ойунский. Пер. на русск. яз. В. В. Державина. – Якутск: Кн. изд-во, 1975. – 431 с.
  10. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  11. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 404 с.
  12. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1993. – 330 с.
  13. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2008. – 376 с.
  14. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. – 104 с.
  15. Строптивый Кулун Куллустуур: олонхо. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – 280 с.
  16. Якутские мифы. – Новосибирск: Наука, 2004. – 451 с.
  17. Олонхо Жулейского наслега. – Якутск: Изд-во ИГИ и ПМНС СО РАН, 2013. – 266 с.
  18. Могучий Эр Соготох: Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1996. – 440 с.
  19. Девушка-богатырь Джыбырына Джырылыатта: олонхо / Текст П. П. Ядрихинского – Бэджээлэ. – Якутск: Сайдам, 2011. – 448 с.
  20. Тойон Дьаҕарыма: олонхо / Текст В. М. Новикова – Кюннюк Урастырова. – Якутск: Кн. изд-во, 1959. – 330 с. (на якутском яз.)
  21. Ала Булкун: Якутское олонхо. – Якутск: Изд-во ИЯЛИ СО РАН, 1994. – 104 с.
  22. Аминев З. Г. Эпос «Урал батыр» и мифология башкир. – Уфа: Дизайн Пресс, 2013. – 160 с. 

Загрузки

Опубликован

29-09-2017

Как цитировать

ВИНОКУРОВ, В. В. . (2017). ИЧЧИ (ДУХИ-ХОЗЯЕВА) В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 38–51. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10591

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)