О СМЫСЛЕ И СУТИ ОДНОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ ОЛОНХО

Авторы

  • Василий Васильевич ВИНОКУРОВ, umu_vvv@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/l5826-9274-1975-f

Ключевые слова:

эпос, якутское олонхо, эпическая формула, семиободная-семикрайняя, восьмиободная-восьмикрайняя, девятиободная-девятикрайняя, восьмигранная, Вселенная олонхо, Верхний мир, Средний мир, Нижний мир, изначальная мать-земля, нарядная, скользкая, бугристая, Аар Кудук Мас

Аннотация

Целью исследования данной работы является раскрытие смысла и сути одной важной эпической формулы: «Восьмиободная, восьмикрайняя, С распрями и треволнениями, Нарядная, прекрасная Изначальная, мать родная земля…». Понимание и истолкование этой эпической формулы вызывает споры и разночтения среди исследователей и переводчиков. Поставленная цель требует решения следующих задач: рассмотрение основных точек зрения, существующих в отечественной литературе по данной проблеме (подходы А. Е. Кулаковского, Г. У. Эргиса, Г. М. Васильева, Д. С. Макарова, Е. С. Сидорова, объясняющие смысл эпической формулы); непосредственное обращение к опубликованным текстам эпических произведений для подтверждения своих тезисов, гипотез; анализ переводов на русский язык эпической формулы в опубликованных текстах, прежде всего, якутского олонхо.

Опираясь на исследования вышеуказанных авторов и считая, что все эти подходы требуют своего дальнейшего развития, автор предлагает свое видение и истолкование этой формулы. Новизна работы заключается в выявлении новых примеров в опубликованных текстах олонхо, в которых Вселенная олонхо, Средний мир характеризуются не только как «восьмиободная-восьмикрайняя», но и как «семиободная-семикрайняя», «девятиободная-девятикрайняя». Автор считает, что при помощи этих эпитетов сказители порой неосознанно, интуитивно выражают представление древних якутов о Среднем мире и Вселенной в целом. Так, например, трехчастная вертикальная (Верхний мир, Средний мир, Нижний мир) и четырехчастная горизонтальная (восток, запад, юг, север) структуры образуют семичастную пространственную структуру Вселенной олонхо. Отмечается, что в мифах, эпических произведениях многих народов мира, в т. ч. долган, эвенков, якутов четко выделяется центр мира, Вселенной. Вследствие этого, в эпосе появляется представление о девятичастной горизонтальной пространственной структуре Среднего мира (центр, восток, запад, юг, север, юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад). Во многих опубликованных текстах якутского олонхо такое представление находит свое выражение в формуле «Девятиободная-девятикрайняя изначальная мать-земля». Вторая строка эпической формулы – «атааннаах-мөҥүөннээх» также переводится по-разному: «бранная», «скользкая», «бугристая»; «с распрями и треволнениями»; «с беспокойной жизнью, с вечными раздорами и неурядицей». Третья строка эпической формулы, «айгыр силик» не вызывает особых споров и переводится всеми примерно одинаково, как «нарядная, прекрасная, разукрашенная роскошной зеленью». Четвертая строка эпической формулы, «аан ийэ дойду», понимается то как «Вселенная в целом», то как «Средний мир». Автор в своей работе предлагает целостное понимание смысла и сути данной эпической формулы. В своем исследовании автор использует научные методы сравнения, анализа и синтеза.

 

Литература

  1. Васильев С. С. Өлбөт өрөгөй (Бессмертие : Стихотворения и поэмы). – Якутск : Кн. изд-во, 1988. – 224 с. (На якутском яз.).
  2. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск : Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  3. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Москва : Наука, 1974. – 404 с.
  4. Васильев Г. М. Живой родник : Об устной поэзии якутов. – Якутск : Кн. изд-во, 1973. – 303 с.
  5. Кулаковский А. Е. Сон шамана / Пер. с якутского, коммент. и исследование Е. С. Сидорова. – Якутск : Бичик, 1994. – 128 с.
  6. Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 280 с.
  7. Оросин К. Г. Дьулуруйар Ньургун Боотур = Нюргун Боотур Стремительный / Вступ. ст., пер. и коммент. Г. У. Эргиса. – Якутск : Кн. изд-во, 1947. – 410 с. (На якутском и русском яз.).
  8. Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и русском яз.).
  9. Кыыс Дэбилийэ : Якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и русском яз.).
  10. Дьырыбына Дьырылыатта кыыс бухатыыр = Девушка богатырь Джырыбына Джырылыатта : олонхо / П. П. Ядрихинскай-Бэдьээлэ ; запись со слов олонхосута П. Н. Дмитриев-Туутук. – Якутск : Сайдам, 2011. – 448 с. (На якутском и русском яз.).
  11. Баишев Г. В. – Алтан Сарын. Песнь девяти небес. Избранное. – Якутск : Бичик, 1998. – 384 с. (На якутском и русс. яз.).
  12. Макаров Д. С. Народная мудрость : знания и представления. – Якутск : Кн. изд-во, 1983. – 120 с.
  13. Ойунский П. А. Сочинения. В 7 т. Т. 4. – Якутск : Кн. изд-во, 1959. – 315 с. (На якутском яз.).
  14. Нохсоров У. Г. Дыырай Бэргэн : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2009. – 336 с. – (Богатыри саха : в 21 т. ; Т. 6). (На якутском яз.).
  15. Андросова-Ионова М. Н. Олонхо, песни, этногрфические заметки, статьи. – Якутск : Кудук, 1998. – 733 с. (На якутском яз.).
  16. Муома олоҥхолоро / отв. ред. В. В. Илларионов. – Дьокуускай : Бичик, 2004. – 240 с. – (Саха боотурдара : 21 т. Т. 4). (На якутском яз.).
  17. Говоров Д. М. Непобедимый Мюльджю Бёгё = Мүлдьү Бөҕө : олонхо : в 2 кн. Кн. 2. – Якутск : Бичик, 2010. – 320 с. (На якутском и русском яз.).
  18. Кюннюк Урастыров. Могучий Дьагарыма : Якутский героический эпос олонхо / Пер. с якут. А. Романова. – Москва : Современник, 1990. – 270 с.

Загрузки

Опубликован

30-09-2020

Как цитировать

ВИНОКУРОВ, В. В. . (2020). О СМЫСЛЕ И СУТИ ОДНОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 86–93. https://doi.org/10.25587/l5826-9274-1975-f

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)