КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОЛГАН, ЭВЕНКОВ И ЯКУТОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587//SVFU.2019.16.44317Ключевые слова:
эпос, якутское олонхо, долганское олонгко, эвенкийский нимнгакан, космология, Вселенная, Верхний мир, Средний мир, Нижний мир, хтонические чудовища, пешее олонхо, конное олонхо, ырыалаак олонгко, главный колышек, Аар Кудук МасАннотация
В статье рассматриваются космологические представления в долганском ырыалаак олонгко, эвенкийском нимнгакане и якутском героическом эпосе олонхо. Выявляются общие стороны и специфические этнические особенности этих представлений в эпических произведениях данных народов. Отмечается многовековое культурное взаимодействие и взаимовлияние этих близких народов друг на друга в творчестве эпических произведений. Вселенная в эпических произведениях долган, эвенков и якутов состоит, как и в эпосах многих народов мира, из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Возникли эти три мира в те далекие, незапамятные эпические времена, когда еще не появились те великие племена, населяющие эти три мира, и постепенно они увеличивались в своих размерах. В эпосах этих народов наблюдаем ярко выраженный этноцентризм, т. к. в эпосах в Среднем мире заселяются первопредки долган, эвенков, якутов и их потомки. Они говорят на одном и том же языке, имеют одинаковый этнический внешний облик и т. д. Являются близкими родственниками небожителей и находятся в вечной вражде и борьбе со страшными одноглазыми, одноногими, однорукими хтоническими чудовищами, богатырями Нижнего мира. В долганском олонгко, эвенкийском нимнгакане и якутском героическом эпосе олонхо мы находим много общих черт. Например, в описании трех миров, характеристике главных персонажей эпосов, пространственно-временных представлений используются одинаковые эпические клише, формулы. Налицо взаимовлияние народов в их эпическом творчестве. В статье отмечается и этническое своеобразие эпических произведений этих народов. Эти особенности четко проявляются, например, при описании природы, рода деятельности, промысла, средств передвижения, жилищ. Так, например, в якутском олонхо богатыри ездят на предназначенных им свыше лошадях. В долганском олонгко богатыри ездят на рогатых, как северные олени, золотых, серебряных или медных лошадях, а в эвенкийском нимнгакане – на оленях или лосях. Персонажи эпосов живут в долганских чумах – голомо, эвенкийских чумах – утэнях и якутских юртах – балаганах. Сравнительное изучение эпических произведений долган, эвенков, якутов приводит очень интересным и важным выводам. Сравнительное изучение космологических представлений в эпических произведениях долган, эвенков и якутов еще не проводилось.
Благодарности: Исследование подготовлено в рамках проекта РФФИ регион №18-412-140013 р_а «Эпическое наследие арктических (северных) якутов в контексте этнической истории (проблема взаимодействия и взаимовлияния)»
Литература
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 404 с.
- Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. Публикация, перевод, теория, типология. Избранные статьи. – Якутск: Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2004. – 208 с.
- Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. – Якутск: Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2004. – 328 с.
- Ефремов П. Е. Долганское олонхо. – Якутск: Кн. изд-во, 1984. – 132 с.
- Романова А. В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. – Л.: Наука, 1971. – 332 с.
- Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Л.: ЛГУ, 1955. – 552 с.
- Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л.: Изд-во худ. лит-ры, 1962. – 433 с.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. – М.: Вост. лит-ра, 2004. – 462 с.
- Путилов Б. Н. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера Якутии. – Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1972. – С. 121-142.
- Сын лошади Аталамии-богатырь // Фольклор долган / Сост. П. Е. Ефремов. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. – С. 48-79. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19). (на долганском и русс. яз.)
- Брат и сестра // Фольклор долган / Сост. П. Е. Ефремов. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. – С. 79-135. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19). (на долганском и русс. яз.)
- Три девушки – родные сестры // Фольклор долган / Сост. П. Е. Ефремов. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. – С. 135-181. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19). (на долганском и русс. яз.)
- Храбрый Содани-богатырь // Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – С. 126-237. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (на эвенкийском и русс. яз.)
- Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде // Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – С. 238-369. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (на эвенкийском и русс. яз.)
- Иркисмондя-богатырь // Романова А. В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. – Л.: Наука, 1971. – С. 99-306. (на эвенкийском и русс. яз.)
- Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос / Пер. на русс. яз. В. В. Державина. – Якутск: Кн. изд-во, 1975. – 431 с.
- Кюннюк Урастыров. Могучий Дьагарыма. Якутский героический эпос олонхо / Пер. на русс. яз. А. Романова. – М.: Современник, 1990. – 272 с.
- Ойунский П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур: олоҥхо. – Якутск: ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат», 2003. – 544 с. (на якутском яз.)
- Горохов Н. С. Юрюнг-Уолан // Известия ВСОРГО. – Иркутск, 1884. Т. 15, № 5-6. – С. 43-60.
- Говоров Д. М. Бүдүрүйбэт Мүлдьү Бөҕө: олоҥхо. – Якутск: Бичик, 2010. – 480 с. (на якутском яз.)
- Винокуров В. В. Иччи (духи-хозяева) в якутском героическом эпосе олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия Эпосоведение. 2017, № 3. – С. 38-51. doi:10.25587/SVFU.2017.7.10591
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная