ОБ АРХАИЧЕСКИХ РУДИМЕНТАХ БОГАТЫРСКОЙ СКАЗКИ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР»
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10880Ключевые слова:
богатырская сказка, героический эпос «Джангар», архаические мотивы, эпическая реконструкция, эпическая формация, рудименты, генезис, сюжет, сравнительно-типологический анализ, эпический памятник.Аннотация
В статье рассматриваются вопросы генезиса эпоса «Джангар», связанные с процессом трансформации и взаимопроницаемостью фольклорных жанров. Калмыцкий героический эпос «Джангар», как полистадиальный текст народной культуры, представляет собой синкретическое целое, где особым образом трансформировалась архаико-мифологическая традиция, изучение которой проливает свет на проблему генезиса эпического текста. Героический эпос развивается как непосредственное продолжение фольклорных традиций архаического общества, основанных на взаимодействии мифологических циклов о предках, культурных героях и богатырских (героических) сказок. При реконструкции архаических пластов сюжета «Джангара» исследователи выявляют архаические мотивы и концепты, восходящие к древним ритуалам и обрядам ранних кочевников. Автор приходит к выводу, что архаический субстрат богатырской сказки в героическом эпосе выявляется путем рассмотрения архаических мотивов, восходящих к мифо-ритуальному и обрядовому комплексу, а также реконструкции поэтических и жанрово-стилистических особенностей эпических памятников. Таким образом, сравнительно-типологический анализ богатырской сказки и национальных версий эпоса «Джангар» позволяет выявить фонд универсальных структурных элементов различных уровней – сюжетных, тематических, мотивных, что дает представление об устойчивости и общности сказочной и джангаровской эпической традиций. Специфическое и универсальное в калмыцкой богатырской сказке и эпосе «Джангар» выявляется путем реконструкции процесса трансформации богатырской сказки в героический эпос. Универсальные черты связаны с синкретической природой и взаимопроницаемостью жанров богатырской сказки и эпоса. Специфические же особенности обусловлены социально-историческими факторами патриархально-родового и феодального строя, оказавшими влияние на формирование жанров богатырской сказки и героического эпоса.
Литература
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. – Ленинград: Наука, 1974. – 728 с.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва: Наука, 1963. – 461 с.
- Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Ленинград: Наука, 1976. – 243 с.
- Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов (устные и литературные традиции). – Мо- сква: Вост. лит., 1984. – 310 с.
- Неклюдов С. Ю. Истоки и судьба степного эпоса: от богатырской сказки к эпопее // Диалог искусств. – 1995. – № 1-2. – С. 7-15.
- Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памят- ника. Изд. 3-е, репринтное. – Москва: Вост. лит., 1997. – 319 с.
- Кудияров А. В. Поэтико-воззренческие аспекты историзма эпического творчества монголоязычных народов // Фольклор: Проблемы историзма. – Москва: Наука, 1988. – C. 127-171.
- Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. – Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2008. – 304 с.
- Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). – Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 256 с.
- Манджиева Б. Б. К проблеме изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». – 2016. – № 1. – С. 44-50 [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/ uploads/2016/05/Манджиева-ББ.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
- Манджиева Б. Б. Герой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» как защитник От- ечества // Вклад регионов и народов юга России в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Элиста, 23-25 апреля 2015 г.). – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. – С. 278-281.
- Селеева Ц. Б. О взаимосвязях калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Монголове- дение в начале XXI века: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научной конференции, посв., 100-летию Б. Х. Тодаевой (г. Элиста, 23-26 апреля 2015 г.). Ч II. – Элиста: КИГИ РАН, 2015. – С. 50-53.
- Селеева Ц. Б. Специфическое и универсальное в образе героя калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2015. – № 2. – С. 151-155.
- Гоголева М. Т. Олонхо и тувинские героические сказания // Вестник Северо-Восточного федераль- ного университета М. К. Аммосова. – 2014. – Т. 11. – № 4. – С. 61-69.
- Дугаров Б. С. К вопросу о генезисе Гэсэриады // Вестник Новосибирского государственного уни- верситета. Серия: История, филология. – 2009. – Т. 8. – № 4. – С. 50-54.
- Иванов В. Н. К вопросу о сравнительно-историческом изучении Олонхо и эпоса тюркоязычных на- родов (постановка проблемы) // Вестник Северо-Восточного федерального университета М. К. Аммосова. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 53-57.
- Варламов А. Н., Варламова Г. И. Эпос и богатырская сказка в эпической традиции восточных эвен- ков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 4. – С. 38-40.
- Хусаинова Г. Р. Башкирская народная сказка и эпос: к проблеме взаимодействия жанров // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15, № 3 (1). – С. 1078-1079.
- Кичиков А. Ш. Исследование героического эпоса «Джангар»: Вопросы исторической поэтики. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. – 154 с.
- Путилов Б. Н. Об эпическом подтексте (на материале былин и юнацких песен) // Славянский фоль- клор. – Москва, 1972. – Цит. по Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологиче- ское исследование памятника. – Москва: Наука, 1997. – С. 206.
- Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен) / на калмыцком яз. в 2-х т. – Т. 2. – Мо- сква: Наука, 1978. – 415 с.
- Неклюдов С. Ю. Заметки об эпической временной системе // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1973. – № 6. – С. 151-165.
- Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. – Москва: Мысль, 1987. – 203 с.
- Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен) / на калмыцком яз.: в 2-х т. – Т. 1. – Мо- сква: Наука, 1978. – 441 с.
- Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – Москва: РГГУ, 2000. – 170 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная