ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СЮЖЕТА «О ТОМ, КАК СЛАВНЫЙ ДЖАНГАР ВПЕРВЫЕ СРАЗИЛСЯ С САНАЛОМ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.96.54.007Ключевые слова:
эпос «Джангар», эпический сюжет, синьцзян-ойратская версия, калмыцкая версия, типология сюжета, элементы структуры сюжета, монгольская эпическая общность, эпические ситуации, эпическое повествование, эпический мотивАннотация
Актуальность продиктована тем, что вопросы сюжетной типологии национальных версий эпоса «Джангар» все еще остаются недостаточно изученными. Новизной является изучение сюжетной структуры и типологических схождений сюжетов собственно синьцзян-ойратской версии «Джангара» в контексте калмыцкой версии. Целью и задачами исследования ставятся рассмотрение структуры и содержания эпического сюжета в его повествовательном изложении и выявление типологических сходств составных элементов сюжета синьцзян-ойратской версии «Джангара» сказителя Рампила «О том, как славный Джангар впервые сразился с Саналом». Сравнительно-типологический анализ проводился в последовательном рассмотрении структуры эпического сюжета (экспозиция, мотивировка, завязка, кульминация, развязка) на содержательном уровне и в аналогии с калмыцким эпосом. Исследование основано на комплексном подходе, включающем сравнительно-типологический, структурно-типологический, структурно-семантический методы. Синтез подходов с учетом концепций В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, С. Ю. Неклюдова позволяют сочетать анализ структуры эпического сюжета, семантики его составных элементов в типологическом соотношении. В результате работы установлено, что экспозиция типологически сходна с зачинами эпических сказаний монгольских народов и калмыцкой богатырской сказкой, в которой событийное время профанно и совпадает с биографическим временем (молодостью героя), а эпическое пространство гиперболизировано и архаично (восемь тысяч восемьсот миров); мотивировка и завязка в сюжете выражены типовыми эпическими ситуациями характерными для сказки и эпоса, где героям свойственно поведение с соблюдением определённых эпических канонов – наблюдение за приближающимся богатырем, принятие боевого настроя, соблюдение ритуала приветствия при встрече; кульминация сюжета, заключенная в центральном событии героического эпоса – богатырском поединке, состоит из разных этапов, на каждом из которых обнаруживаются типологические параллели с калмыцким эпосом; развязка, нехарактерная для сюжетов о воинских коллизиях, обусловлена спецификой повествования, рассказывающего о более ранних временах, когда между будущим сюзереном и его богатырями-вассалами шло противостояние; также в развязке обнаруживаются прямые типологические схождения эпизодов и мотивов с калмыцким эпосом. Таким образом, значительные типологические схождения сюжета синьцзян-ойратской версии с калмыцким эпосом и богатырской сказкой отмечены как на сюжетно-композиционном уровне, так и на содержательном уровне (повествовательные сюжетные элементы, эпические ситуации, мотивы и формулы), что дает основание говорить о генетических корнях, восходящих к монгольским эпическим традициям. Благодарности: Статья выполнена в рамках НИР Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова.
Благодарности: Статья выполнена в рамках НИР Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова.
Литература
- Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов (устные и литературные традиции). – Москва : Наука, 1984. – 310 с.
- Монголо-ойратский героический эпос / перевод, вступительная статья и примечания Б. Я. Владимирцова. – Петербург–Москва : Гос. изд-во, 1923. – 254 с.
- Михайлов Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. – Элиста : КНИИЯЛИ, 1971. – 235 с.
- Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. – Москва : Восточная литература, 1992. – 320 с.
- Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов (опыт сравнительно-типологического исследования). – Элиста : ЗАОр «НПП «Джангар», 2004. – 183 с.
- Борджанова Т. Г., Манджиева Б. Б. Эпический репертуар калмыцкого сказителя Дава Шавалиева // Этнопоэтика и традиция. К 70-летию члена-корреспондента РАН Виктора Михайловича Гацака : сборник научных трудов / ответственный редактор В. А. Бахтина. – Москва : Наука, 2004. – С. 83–93.
- Убушиева Д. В. Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. – 2019. – № 1. – С. 57–69.
- Убушиева Д. В. Мотив смеха и плача в калмыцком фольклоре // Новый филологический вестник. – 2021. – № 4. – С. 382–399.
- Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: проблемы типологии национальных версий. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1990. – 155 с.
- Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий) / ответственный редактор Г. Ц. Пюрбеев. – Ростов-на-Дону : Изд-во СК НЦ ВШ, 2006. – 256 с.
- Селеева Ц. Б. Указатель тем калмыцкой и синьцзян-ойратской версии эпоса «Джангар». – Элиста : КИГИ РАН, 2013. – 276 с.
- Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. В 3 томах. Т.1 / ответственный редактор Н. Г. Очирова. – Элиста : АПП «Джангар», 2005. – 856 с. (На калмыцком яз.)
- Джангар. Калмыцкий героический эпос / составление, подготовка текстов, комментарии и словарь Н. Ц. Биткеева, Э. Б. Овалова, Ц. К. Корсункиева, А. В. Кудиярова, Н. Б. Сангаджиевой. – Москва : Наука, 1990. – 475 с. (На калмыцком и рус. яз.)
- НеклюдовС. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. – Москва : Форум, 2015. – 214 c.
- Путилов Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 1999. – 288 с.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Восточная литература, 2004. – 462 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная