ОБ АРХАИЧЕСКИХ РУДИМЕНТАХ БОГАТЫРСКОЙ СКАЗКИ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР»

Авторы

  • Цаган Бадмаевна СЕЛЕЕВА, tsagana007@mail.ru Калмыцкий института гуманитарных исследований РАН.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10880

Ключевые слова:

богатырская сказка, героический эпос «Джангар», архаические мотивы, эпическая реконструкция, эпическая формация, рудименты, генезис, сюжет, сравнительно-типологический анализ, эпический памятник.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы генезиса эпоса «Джангар», связанные с процессом трансформации и взаимопроницаемостью фольклорных жанров. Калмыцкий героический эпос «Джангар», как полистадиальный текст народной культуры, представляет собой синкретическое целое, где особым образом трансформировалась архаико-мифологическая традиция, изучение которой проливает свет на проблему генезиса эпического текста. Героический эпос развивается как непосредственное продолжение фольклорных традиций архаического общества, основанных на взаимодействии мифологических циклов о предках, культурных героях и богатырских (героических) сказок. При реконструкции архаических пластов сюжета «Джангара» исследователи выявляют архаические мотивы и концепты, восходящие к древним ритуалам и обрядам ранних кочевников. Автор приходит к выводу, что архаический субстрат богатырской сказки в героическом эпосе выявляется путем рассмотрения архаических мотивов, восходящих к мифо-ритуальному и обрядовому комплексу, а также реконструкции поэтических и жанрово-стилистических особенностей эпических памятников. Таким образом, сравнительно-типологический анализ богатырской сказки и национальных версий эпоса «Джангар» позволяет выявить фонд универсальных структурных элементов различных уровней – сюжетных, тематических, мотивных, что дает представление об устойчивости и общности сказочной и джангаровской эпической традиций. Специфическое и универсальное в калмыцкой богатырской сказке и эпосе «Джангар» выявляется путем реконструкции процесса трансформации богатырской сказки в героический эпос. Универсальные черты связаны с синкретической природой и взаимопроницаемостью жанров богатырской сказки и эпоса. Специфические же особенности обусловлены социально-историческими факторами патриархально-родового и феодального строя, оказавшими влияние на формирование жанров богатырской сказки и героического эпоса.

Литература

  1. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. – Ленинград: Наука, 1974. – 728 с.
  2. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва: Наука, 1963. – 461 с.
  3. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Ленинград: Наука, 1976. – 243 с.
  4. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов (устные и литературные традиции). – Мо- сква: Вост. лит., 1984. – 310 с.
  5. Неклюдов С. Ю. Истоки и судьба степного эпоса: от богатырской сказки к эпопее // Диалог искусств. – 1995. – № 1-2. – С. 7-15.
  6. Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памят- ника. Изд. 3-е, репринтное. – Москва: Вост. лит., 1997. – 319 с.
  7. Кудияров А. В. Поэтико-воззренческие аспекты историзма эпического творчества монголоязычных народов // Фольклор: Проблемы историзма. – Москва: Наука, 1988. – C. 127-171.
  8. Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. – Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2008. – 304 с.
  9. Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). – Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 256 с.
  10. Манджиева Б. Б. К проблеме изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». – 2016. – № 1. – С. 44-50 [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/ uploads/2016/05/Манджиева-ББ.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
  11. Манджиева Б. Б. Герой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» как защитник От- ечества // Вклад регионов и народов юга России в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Элиста, 23-25 апреля 2015 г.). – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. – С. 278-281.
  12. Селеева Ц. Б. О взаимосвязях калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Монголове- дение в начале XXI века: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научной конференции, посв., 100-летию Б. Х. Тодаевой (г. Элиста, 23-26 апреля 2015 г.). Ч II. – Элиста: КИГИ РАН, 2015. – С. 50-53.
  13. Селеева Ц. Б. Специфическое и универсальное в образе героя калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2015. – № 2. – С. 151-155.
  14. Гоголева М. Т. Олонхо и тувинские героические сказания // Вестник Северо-Восточного федераль- ного университета М. К. Аммосова. – 2014. – Т. 11. – № 4. – С. 61-69.
  15. Дугаров Б. С. К вопросу о генезисе Гэсэриады // Вестник Новосибирского государственного уни- верситета. Серия: История, филология. – 2009. – Т. 8. – № 4. – С. 50-54.
  16. Иванов В. Н. К вопросу о сравнительно-историческом изучении Олонхо и эпоса тюркоязычных на- родов (постановка проблемы) // Вестник Северо-Восточного федерального университета М. К. Аммосова. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 53-57.
  17. Варламов А. Н., Варламова Г. И. Эпос и богатырская сказка в эпической традиции восточных эвен- ков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 4. – С. 38-40.
  18. Хусаинова Г. Р. Башкирская народная сказка и эпос: к проблеме взаимодействия жанров // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15, № 3 (1). – С. 1078-1079.
  19. Кичиков А. Ш. Исследование героического эпоса «Джангар»: Вопросы исторической поэтики. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. – 154 с.
  20. Путилов Б. Н. Об эпическом подтексте (на материале былин и юнацких песен) // Славянский фоль- клор. – Москва, 1972. – Цит. по Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологиче- ское исследование памятника. – Москва: Наука, 1997. – С. 206.
  21. Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен) / на калмыцком яз. в 2-х т. – Т. 2. – Мо- сква: Наука, 1978. – 415 с.
  22. Неклюдов С. Ю. Заметки об эпической временной системе // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1973. – № 6. – С. 151-165.
  23. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. – Москва: Мысль, 1987. – 203 с.
  24. Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен) / на калмыцком яз.: в 2-х т. – Т. 1. – Мо- сква: Наука, 1978. – 441 с.
  25. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – Москва: РГГУ, 2000. – 170 с. 

Загрузки

Опубликован

29-06-2016

Как цитировать

СЕЛЕЕВА, Ц. Б. . (2016). ОБ АРХАИЧЕСКИХ РУДИМЕНТАХ БОГАТЫРСКОЙ СКАЗКИ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 74–79. https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10880

Выпуск

Раздел

Статьи