К ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РАННИХ ФОРМ ЭПОСА: ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРОТУНГУССКИХ НАРОДОВ

Авторы

  • Алексей Алексеевич БУРЫКИН, albury@mail.ru Институт лингвистических исследований Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.4.8491

Ключевые слова:

эпос, миф, сказка, правда, вымысел, сюжет, мотив, поэтика, типология, историческая типология, эволюция.

Аннотация

Предметом статьи являются особенности поэтической формы и содержания эпических произведений народов, представляющих северную ветвь тунгусской группы – эвенков и эвенов. Цель статьи – выявление их характеристик, позволяющих выстроить историческую типологию эпоса, которая должна основываться не на социальных характеристиках исполнителей эпоса и не на мире, изображаемом в эпосе, а на объективных формальных характеристиках эпических повествований. Задачи работы – выявление общих черт, свойственных архаическим формам эпических нарративов, не свойственных более развитым позднейшим формам героического эпоса. Автор признает взаимосвязи и взаимные зависимости эпоса и сказки, но предпочитает исходить из того, что миф и несказочная проза, эпос и сказки образуют единую триаду, выстроенную на линии между правдой и вымыслом. Изучение репертуара эпических мотивов и составление свода эпических мотивов позволяет отделить их от сказочных мотивов (несмотря на наличие мотивов, общих для этих жанров) и использовать состав эпических мотивов для историко-типологической характеристики конкретных текстов. Автор полагает, что стадиальная эволюция эпоса заключена в увеличении количества эпических мотивов, реализуемых в произведении, от некоторого минимума к максимуму, характеризующему эпос как жанр в его позднейших образцах. Другие признаки раннего эпоса – неопределенность этнической характеристики героев, отсутствие конкретности в изображении этнографической реальности, минимум поэтических средств, побуждающий классифицировать тексты только по особенностям содержания, особенность включения в текст новых персонажей, которые сначала дают о себе знать голосом и только потом появляются в повествовании в видимом пространстве так, что герои могут видеть нового персонажа. Выявленные особенности самых ранних эпических произведений позволяют отнести к ранним эпическим повествованиям многие образцы фольклора палеоазиатских народов (чукчи, эскимосы, коряки), в фольклоре которых эпические формы ранее не обнаруживались или не отграничивались от исторических преданий с военными сюжетами.

Литература

  1. Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар», проблемы типологии национальных версий. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. – 155 с.
  2. Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Л.: ЛГУ, 1955. – 552 с.
  3. Пропп В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд. – М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958. – 603 с.
  4. Эдиге. Ногайская эпическая поэма. – М.: Наука, 2016. – 512 с.
  5. Путилов Б. Н. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. – Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1972. – С. 121-142.
  6. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 3-е изд. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 407 с.
  7. Путилов Б. Н. Эпос народный // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. – Минск: Наука и техника, 1993. – С. 456-457.
  8. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – М.: РГГУ, 2001. – 169 с.
  9. Варламова Г. И., Варламов А. Н. Сказания восточных эвенков. – Якутск: НИИ ПМНС, 2003. – 210 с.
  10. Кэптукэ Г., Роббек В. А. Тунгусский архаический эпос (эвенкийские и эвенские героические сказания). – Якутск: Изд-во ИПМНС СО РАН, 2001. – 210 с.
  11. Эвенкийские героические сказания. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 392 с.
  12. Дулин буга Торгандунин – Торгандун среднего мира / Сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука, 2013. – 856 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 31). (на эвенкийском и русс. яз.)
  13. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1962. – 433 с.
  14. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. – М.: Восточная литература, 2004. – 462 с.
  15. Стеблин-Каменский М. И. Труды по филологии. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. – 928 с.
  16. Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. П. А. Гринцер. – М.: Наследие, 1994. – С. 39-104.
  17. Мелетинский Е. М. Миф и сказка // Избранные статьи. Воспоминания. – М.: РГГУ, 1998. – С. 284-296.
  18. Эпос охотских эвенов: в записях Н. П. Ткачика. – Якутск: Кн. изд-во, 1986. – 301 с.
  19. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного. Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX в.). – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 308 с.
  20. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). Экспериментальное издание. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
  21. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. – М.-Л.: Наука, 1966. – 398 с.
  22. Романова А. В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. – Л.: Наука, 1971. – 330 с.
  23. Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 256 с.
  24. Путилов Б. Н. Универсали­и эпического­ нарратива и его этни­ческие / региональные вариации // Язык. Литература­. Эпос. (К 100-летию со дня рождения акад. В. М. Жирмунског­о). – СПб.: Наука, 2001. – С. 411-417.
  25. Лебедева Ж. К. Архаический эпос эвенов. – Новосибирск: Наука, 1981. – 158 с.
  26. Лебедева Ж. К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. – Новосибирск: Наука, 1982. – 112 с.
  27. Мелетинский Е. М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Проблемы сравнительной филологии. Сборник статей к 70-летию члена-корреспондента АН СССР В. М. Жирмунского. – М.-Л.: Наука, 1964. – С. 426-443.
  28. Шарина С. И., Бурыкин А. А. Омчэни, Омэснэ, Умусни, Умусликон. К этимологии имени одинокого героя в эвенских и эвенкийских эпических сказаниях: одинокий или сирота? // I Сибирский форум фольклористов. – Новосибирск: Академиздат, 2016. – С. 90-92.
  29. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М.: Наука, ГРВЛ, 1969. – 168 с.
  30. Убушиева Б. Э. Лексика калмыцких народных песен (когнитивно-семантический аспект): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Элиста, 2013. – 34 с.
  31. Лебедев В. Д. Язык эвенов Якутии. – Л.: Наука, 1978. – 208 с.
  32. Бурыкин А. А. К изучению героического эпоса народов Чукотки: сюжетика, мотивы, типология // Фольклор палеоазиатских народов: материалы II Международной научной конференции «Фольклор палеоазиатских народов» (г. Якутск, 21-25 ноября 2016 г.). – Якутск: РИО медиа-холдинг, 2017. – C. 244-252.
  33. Габышева Л. Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов). – М.: РГГУ, 2003. – 192 с.
  34. Пушкарева Е. Т. Картина мира в фольклоре ненцев: системно-феноменологический анализ. – Екатеринбург: Баско, 2007. – 248 с.
  35. Бурыкин А. А. Мифологические экспозиции эпических сказаний эвенков и эвенов и их роль для изучения тунгусской космогонической мифологии и для характеристики этнических и локальных традиций // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2017. №2 [Электронный ресурс]. URL:http://epossvfu.ru/wp-content/uploads/2017/06/2_Бурыкин_17-26.pdf. – С. 17-26. (дата обращения: 10.2017).
  36. Мелетинский Е. М. О героическом эпосе // Язык. Литература­. Эпос. (К 100-летию со дня рождения акад. В. М. Жирмунског­о). – СПб.: Наука, 2001. – С. 402-410.
  37. Патканов С. К. Остяцкая молитва. – Тюмень: Предприниматель Ю. Л. Мандрика, 1999. – 395 с. 

Загрузки

Опубликован

27-12-2017

Как цитировать

БУРЫКИН, А. А. . (2017). К ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РАННИХ ФОРМ ЭПОСА: ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРОТУНГУССКИХ НАРОДОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–16. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.4.8491

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)