УРААНГХАЙ-САХАЛАР: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ НАИМЕНОВАНИЯ

Авторы

  • Алексей Алексеевич БУРЫКИН, albury@mail.ru Калмыц­кий научный центр РАН, Элиста, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.13.27296

Ключевые слова:

фольклор, эпос, тувинцы, якуты, эвенки, топонимы, этнонимы, историография, этимология.

Аннотация

Предмет статьи составляет географическое название Урянхай как название провинции, где ныне проживают тувинцы, исторического этнонима уранхайцы и фольклорное название якутов ураангхай-сахалар. Значение и языковая принадлежность именования уранхай в течение многих лет обсуждается в литературе, расселение и этническая принадлежность тех, кого в источниках называли урянхайцами или похожими именами, также никогда не имели однозначной трактовки. В то же время географическая определенность территории с именем Урянхай в её границах, языковая принадлежность от топонимического этнонима уранхай и его возможная этимология чрезвычайно важны для изучения исторической географии Южной Сибири, этнического состава её территории и изучения её языкового ландшафта в исторической перспективе. Автор, дав обзор наиболее значимой литературы по проблеме и опираясь на сходно звучащие топонимы, соотносит топоним Уранхай с топонимами Уренгой, связанные с ареалом распространения самодийских языков в бассейне Оби, показывает, что такое наименование имеет статус географического апеллятива, а не конкретного названия географического объекта, и объясняет его из ненецкого языка как варё-нг-хой «гора с проталинами». Понятно, что объект с таким названием не поддаётся индивидуальной идентификации, но он понятен как название географической провинции, на территории которой проживают тувинцы, в течение долгого времени называвшиеся урянхайцами. Проблема фольклорного именования якутов ураангхай-саха в свете установления происхождения топонима Урянхай, с одной стороны, исторически связывает якутов с более южными территориями, в частности, с территорией Восточной Тувы, с другой стороны, наименование ураангхай-саха укладывается в модели наименования территориальных групп якутов по характеристике местности, где они проживают. В якутских олонхо именование ураангхай всегда соотносится с народом-носителем стандарта традиционной тюркской культуры. Упоминания уранкаев в эвенкийских эпических текстах без сомнения отражают влияние якутского фольклора, отождествление уранхаев с эвенками, как предполагали отдельные исследователи, оказывается неубедительным.

Благодарности: Исследование подготовлено в рамках проекта РФФИ № 18-412-140013 р_а «Эпическое наследие арктических (северных) якутов в контексте этнической истории (проблема взаимодействия и взаимовлияния)».

 Литература

  1. Ефремов Н. Н. Старинное название якутов было ураангкай… // Илин. 2001. № 3-4 [Электронный ресурс]. URL: http://ilin-yakutsk.narod.ru/2001-34/12.htm (дата обращения: 11.03.2019).
  2. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Т. 1. Иркутск, 1937. 2-е изд., кн. 1-2. Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия). Кн. 1 – 416 с.; Кн. 2 – 416 с.
  3. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. – М.: Наука, 1991. – 296 c.
  4. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. – М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1961. – 218 с.
  5. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – М.: Ассоц. «Рос. полит. энцикл.», 1993. – 736 с.
  6. Ушницкий В. В. Урянхайцы: по следам одного племени в Центральной Азии // Наука и образование. – 2008, № 3. – С. 72-77.
  7. Ушницкий В. В. Проблема происхождения этнонима урянхай // Гуманитарные науки в Сибири. 2010, № – C. 96-99.
  8. Ушницкий В. В. Население Байкальского региона в эпоху средневековья (к проблеме этногенеза саха). – Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. – 173 с.
  9. Уранхайцы как тунгусский элемент с культом змеи [Электронный ресурс]. URL: https://merkit.livejournal.com/1079.html (дата обращения: 29.12.2018).
  10. Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы: Гылым, 1995. – 296 с.
  11. Ушницкий В. В. Татары Центральной Азии и проблема происхождения народа ураангхай-саха // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2017, № 3 (20). – C. 30-36.
  12. Народная молва ошибается в значении слова «Урянхай» [Электронный ресурс]. URL: http://fedpress.ru/expertsovet/expert_mnenie/narodnaya-molva-oshibaetsya-v-znachenii-slova-uryankhai (дата обращения: 21.01.2019).
  13. Спафарий Н. Г. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария / с введ. и примеч. Ю. В. Арсеньева. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1882. – 214 c.
  14. Хомич Л. В. Ненецко-русский словарь. – Л.: Учпедгиз, 1954. – 122 с.
  15. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. – 424 c.
  16. Лхагвасурэн Ичинхорлоо. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографические очерки (конец XIX – начало XX в.) / Пер. с монг. М. В. Монгуш. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. – 178 c.
  17. Леви К. Г., Задонина Н. В., Бердникова Н. Е., Воронин В. И и др. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Кн. 2. 500-летняя История аномальных явлений в природе и социуме Сибири и Монголии. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. тех. ун-та, 2003. – 383 c.
  18. Бурыкин А. А., Шарина С. И. Средневековые миграции народов Средней и Восточной Сибири: поиски причин и анализ последствий // Великие евразийские миграции: материалы Международной научной конференции (11-14 октября 2016 г.). – Элиста: Изд-во КалмГУ, 2016. – С. 133-139.
  19. Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. – М.: Наука. Глав. ред. вост. лит-ры, 1985. – 605 с.
  20. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
  21. Нюргун Боотур Стремительный: олонхо. – Якутск: Госиздат ЯАССР, 1947. – 407 с.
  22. Якутский фольклор / Тексты и пер. А. А. Попова; вступ. статья акад. А. Н. Самойловича. – М.; Л.: Сов. писатель, 1936. – 319 c.
  23. Предания, легенды и мифы саха (якутов). – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. – 400 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
  24. Эргис Г. У. Исторические предания и рассказы якутов. В 2 ч. Ч. 1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 322 с.
  25. Василевич Г. М. Уранкаи-эвенки // Доклады по этнографии ВГО. – Л.: Всесоюзное Географическое общество, 1966. – С. 56-93.
  26. Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 392 с.
  27. Обрядовая поэзия и песни эвенков / Сост. Г. И. Варламова, Ю. И. Шейкин; Отв. ред. Т. Е. Андреева. – Новосибирск: Гео, 2014. – 488 с.
  28. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания. – М.; Л.: Наука, 1966. – 400 с.
  29. Левин Г. Г. О происхождении якутского языка в этнографических и лигвистических трудах исследователей XVII–XIX вв. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2010, № 4 (16). – С. 149-154 [Электронный ресурс]. URL: scientific-notes.ru/pdf/017-18.pdf (дата обращения: 16.11.2018).
  30. Попова Г. С. Факты из текста олонхо Н. А. Абрамова – Кынат «Ньургун Бөҕө» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2016. № 1 (1). – С. 91-98 [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/uploads/2016/05/Попова-ГС.pdf (дата обращения: 14.03.2019).

Загрузки

Опубликован

29-03-2019

Как цитировать

БУРЫКИН, А. А. . (2019). УРААНГХАЙ-САХАЛАР: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ НАИМЕНОВАНИЯ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 37–49. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.13.27296

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)