ЛЕБЕДИ И ЖУРАВЛИ В ФОЛЬКЛОРЕ КАЛМЫКОВ, ДРУГИХ МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ И НАРОДОВ АЗИИ
DOI:
https://doi.org/10.25587/d2484-0502-2988-gКлючевые слова:
фольклор, сказка, эпос, мотив, превращения, девушки, лебеди, журавли, точка зрения, композиция, типология.Аннотация
Предмет статьи составляют сказочные и эпические тексты, содержащие мотив девушек-лебедей и роли этих персонажей в повествовании. Автор рассматривает калмыцкие, тувинские, бурятские, долганские, якутские, кетские, хантыйские, мансийские, эвенкийские, эвенские, орочские, нанайские, юкагирские и чукотские тексты, содержащие мотив лебедей, превращающихся в девушек, у одной из которых юноша крадет оперение, и девушка не может вернуть себе облик птицы. Обычно этот мотив связан с добыванием жены героем или одним из братьев. Поиски улетевшей девушки-лебедя героем-юношей осуществляются в разных сферах нарративного пространства: в системе трех миров, общей для народов, чьи традиции рассматриваются в работе, в Среднем мире – мире людей и в мире с новыми реалиями, в городе (ханты и манси). Мы смогли выяснить примерную хронологию эволюции мотива и его включения в разные сюжеты: сюжеты об умном и глупом брате в сочетании с мотивом девушек-лебедей у тунгусов представляют собой локальную инновацию. Идея о тотемистическом происхождении мотива девушек-лебедей и их связь с миром божеств остается актуальной, финалы повествований разнообразны и показывают конструктивный потенциал мотива. У долган и ряда других народов вместо лебедей в мотиве присутствуют журавли-стерхи, но у большинства народов журавли не показывают связи с девушками, превращающимися в птиц (только у чукчей есть девушка-журавль, но вариант такой сказки единственный), хотя этот вопрос требует дальнейшего исследования. Исключительно интересны мотивы превращения людей (женщин и мужчин) в птиц в связи со сменой композиционного понятия точки зрения, частично указывающие на генезис сюжетов и стимулирующие поиски других сюжетов, показывающих смену точки зрения в повествованиях при сравнении мотивов в разных текстах и в разных традициях, равно как и проявления самого понятия точки зрения в фольклорных текстах. Исследование имеет важное значение для составления и комментирования различных изданий Сводов фольклора, составляемых по региональному или этническому принципу. Вне суммирования данных о сюжетах непонятны тексты, представляющие частные локальные традиции, где он встречается, в частности тунгусских народов.
Благодарности: Исследование проведено в рамках государственной субсидии – проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (регистрационный номер АААА-А19-119011490036-1).
Литература
- Топоров В. Н. Лебедь // Мифы народов мира. Энциклопедия. 2-е изд. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 40-41.
- Медноволосая девушка. Калмыцкие народные сказки / пер., сост. и примеч. М. Ватагина. – Москва : Наука, 1964. – 272 с.
- Калмыцкие народные сказки / сост.-ред. В. Егоров. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1978. – 146 с.
- Мергн көвүн Царкин хан хойр // Хальмг туульс. 3-гч боть / сост. Н. Н. Мусова, Б. Б. Оконов, Е. Д. Мучкинова. – Элиста : Респ. тип. Управления по печати при Совете Министров Калмыцкой АССР, 1972. – С. 186-197. (На калм. яз.)
- Сандаловыйларец. Калмыцкие народные сказки / сост. Т. Г. Басангова. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, – 242 с.
- Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов : устные и литературные традиции. – Москва : Наука. ГРВЛ, 1984. – 309 с.
- Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. – Москва-Санкт-Петербург : Академия Исследований Культуры. Традиция, 2005. – 240 с.
- Душан У. Д. Избранные труды / сост. В. В. Батыров, Т. И. Шараева. – Элиста : КИГИ РАН, 2016. – 375 с.
- Тувинские народные сказки / сост. М. Ватагин. – Москва : Наука. ГРВЛ, 1971. – 208 с.
- Тувинские народные сказки / сост. З. Б. Самдан. – Новосибирск : Наука, 1994. – 460 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 8). (На тувинском и русс. яз.).
- Бурятские волшебные сказки / сост. Е. В. Баранникова, С. С. Бардаханова и др. – Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. – 341 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 5). (На бурятском и русс. яз.).
- Бурятские народные сказки : сборник / Сост., авт. коммент. Б. С. Дугаров. – Москва : Современник, 1990. – 383 с.
- Сказания бурят, записанные разными собирателями. – Иркутск : Тип. К. И. Витковской, 1890. – 159 с.
- Фольклор долган / сост. П. Е. Ефремов. – Новосибирск : ИАЭТ СО РАН, 2000. – 448 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19). (На долганском и русс. яз.).
- Якутские народные сказки / отв. ред. Н. В. Емельянов, Ю. И. Смирнов. – Новосибирск : Наука, 20 – 464 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 27). (На якутском и русс. яз.).
- Мифы, предания, сказки кетов / сост. Е. А. Алексеенко. – Москва : Наука. ГРВЛ, – 342 с.
- Мифы, предания, сказки хантов и манси / сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. – Москва : Наука. ГРВЛ, 1990. – 568 с.
- Василевич Г. М. Историческийфольклорэвенков. Сказания и предания / Запись текстов, пер. и коммент.Г.М.Василевич. – Москва; Ленинград : Наука [Ленингр. отд-ние],1966. – 399 с.
- Варламов А. Н. Игра в эвенкийском фольклоре : дисс. … к. филол. н. – Улан-Удэ, 2006. – 211 с.
- Новикова К. А. Эвенские сказки, предания и легенды. – Магадан : Магаданское кн. изд-во, 1987. – 157 с.
- Данилов Е. А. Иркэнмэл, Ойинде, Мэтэлэ / обраб., расшифровка, ред. и пер. эвен. текста на рус. яз. А. А. Даниловой; отв. за вып. В. Г. Белолюбская. – Якутск : Розовая чайка, 1991. – 48 с.
- Храбрый Мэргэн. Сказки народов Приамурья / сост. и предисл. Ю. М. Медведева. – Москва : Россия, 1992. – 736 с. – (Сказки народов России).
- Фольклор юкагиров / сост. Г. Н. Курилов. – Новосибирск : Наука, 2005. – 594 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 25). (На юкагирском и русс. яз.).
- Кыкык : нивхская сказка. – Магадан : Книжное изд-во, 1972. – 14 с.
- Сказки народов Северо-Востока / сост. Н. В. Козлов. – Магадан : Магаданское кн. изд-во, 1956. – 313 с.
- Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Ленинград : Изд-во Ин-та народов Севера, 1936. – 290 с.
- Новик Е. С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В. Я. Проппа / сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. – Москва : ГРВЛ, 1975. – С. 214-246.
- Новик Е. С. Система персонажей русской волшебной сказки // Структура волшебной сказки / отв. ред. С. Ю. Неклюдов. – Москва : РГГУ, 2001. – С. 122-162. – (Традиция, текст, фольклор : Типология и семиотика).
- Успенский Б. А. Семиотика искусства. – Москва : Школа «Языки русской культуры», 1995. – 360 с.
- Шмид В. Нарратология. – Москва : Языки славянской культуры, 2003. – 312 с. – (Studia philologica).
- Каплан Е. Б. Система точек зрения как композиционный приём в повести К. Г. Паустовского «Исаак Левитан» // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2 (103.2). – С. 84-88. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/103/24343/ (дата обращения : 17.05.2020).
- Бурыкин А. А. Замечания к композиции некоторых песен «Джангара» : смена «точки зрения» и проблема происхождения различий в экспозиции песен со сходными сюжетами // «Джангар» в евразийском культурном пространстве : материалы Междунар. науч. конф. (г. Элиста, 27 сентября – 2 октября 2004 г.). – Элиста : КИГИ РАН, 2004. – С. 43-47.
- Бурыкин А. А. Русская сказка о царевне‑лягушке и ее бурятская параллель // Монголын судлал – өөрчлөгдөн буй ертөнцөд. Хөгжлийн хэтийн төлөв : Олон улсын эрдэм шинжилгээний бага хурал (г. Улаанбаатар, 14-18 апреля 2010 г.) / МУБИС, Монгол судлалын сургууль. – Улаанбаатар : Бемби сан хэвлэлийн газар, 2010. – С. 73-83.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная