МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ ЭВЕНКОВ И ЭВЕНОВ И ИХ РОЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУНГУССКОЙ КОСМОГОНИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ И ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНИЧЕСКИХ И ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Авторы

  • Алексей Алексеевич БУРЫКИН, albury@mail.ru Институт лингвистических исследований Российской академии наук.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.6.10658

Ключевые слова:

мифология, эпос, фольклор, жанры фольклора, структура фольклорного текста, предметные коды текста, эвенки, эвены, якуты, якутский героический эпос Олонхо.

Аннотация

Предмет статьи составляют элементы мифологии, в первую очередь космогонической мифологии в эпических сказаниях эвенков в их связи с общими представлениями о мифологии эвенков и в связи с проблемой источников по мифологии тунгусских народов, у которых собственно космогонические мифы как форма фольклора отсутствуют. Автор выявляет и анализирует эвенкийские эпические сказания, началом которых служит описание мира или процесс его появления.

Анализ состава элементов текстов показывает, что только три текста включают все элементы модели мира без исключения, а именно – три сферы мира и в т. ч. Средний мир и также компоненты географического кода (названия деталей пейзажа), фитонимического кода (названия деревьев и травы) и зоонимического кодов (названия животных). Особенность этих текстов – это отсутствие в них характеристики неба, которая в разных вариантах присутствует в других текстах.

Другие тексты – а они составляют явное большинство – показывают нам модель мира в неполном виде, где присутствуют лишь ее отдельные детали. Это Земля, Средняя земля, Небо (небо-пуповина, небо величиной с беличий глаз, небо с тройной радугой, небо с шестью радугами, небо, укрытое берестяным коробом, небо, похожее на радугу, небо, подобное опрокинутому чуману); лосиные уши, ковер, шкурка с головы оленя, горы, реки, море, деревья, трава, животные.

Автор делает вывод, что мифологические экспозиции в эвенкийских эпических текстах являются относительно поздними, как и у монгольских народов, согласно имеющимся исследованиям, и отмечает перспективность сравнительного исследования эвенкийских эпических сказаний с якутскими эпическими текстами олонхо в аспекте генезиса тунгусского эпоса.

Литература

  1. Василевич Г. М. Тунгусо-маньчжурская мифология // Мифы народов мира. 2-е изд. – М.: Совет- ская Энциклопедия, 1991. – С. 533-534.
  2. Бурыкин А. А. Религиозные воззрения эвенов // Краеведческие записки, вып. XIX. – Магадан: Ма- гаданское кн. изд-во, 1993. – С. 50-72.
  3. Роббек В. А., Дуткин Х. И. Миф о происхождении земли и человека в эвенском фольклоре // Эпиче- ское творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклори- стов. – Якутск: Якутский филиал Сибирского отделения АН СССР, 1978. – С. 156-158.
  4. История и культура эвенов. – СПб.: Наука, 1997. – 187 с.
  5. Романова А. В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. – Л.: Наука, 1971. – 330 с.
  6. Бурыкин А. А. Мифологические рассказы о медведе у народов Северо-Восточной Азии и Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи дpевних культур Сибири и Северной Америки. – Вып. 4. – СПб.: МАЭ РАН, 1996. – С. 60-89.
  7. Мелетинский Е. М. От фольклора к литературе. – М.: Наука, 2000. – 407 с.
  8. Данилов Е. А. Иркэнмэл, Ойинде, Мэтэлэ. – Якутск: Розовая чайка, 1991. – 48 с. (на русском и эвен- ском яз.)
  9. Чадаева А. В. Национальная игрушка. – Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1986. – 93 с.
  10. Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Л.: Издание института народов севера, ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1936 – 400 с.
  11. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания. – М.-Л.: Наука, 1966. – 400 с. 12. Эвенкийские героические сказания / Вступительная статья, подготовка текстов, перевод, коммен- тарии и словари А. Н. Мыреевой. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 392 с. 26
  12. Варламова Г. И., Варламов А. Н. Сказания восточных эвенков. – Якутск: НИИ ПМНС, 2003. – 210 с.
  13. Бурыкин А. А. Малые жанры эвенского фольклора. – СПб.: Центр «Петербургское востоковеде- ние», 2001. – 288 с.
  14. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература. К 75-летию академика Б. Л. Рифтина. – М.: РГГУ, 2010. – С. 137-149. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov69.pdf(дата обращения 11.03.2016).
  15. Яковлева М. П. Концепт «начального времени» в эпосе эвенков // Молодой учёный. – № 14 (73), 2014. – С. 117-119.
  16. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск: Наука. Сибирская издатель- ская фирма РАН, 1996. – 440 с.
  17. Дулин буга Торгандунин – Торгандун среднего мира / Сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука, 2013. – 856 с. (на русском и эвенкийском яз.) 

Загрузки

Опубликован

30-06-2017

Как цитировать

БУРЫКИН, А. А. . (2017). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ ЭВЕНКОВ И ЭВЕНОВ И ИХ РОЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУНГУССКОЙ КОСМОГОНИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ И ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНИЧЕСКИХ И ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 17–26. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.6.10658

Выпуск

Раздел

Статьи