СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ ЗАЧИНА В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО «СТРОПТИВЫЙ КУЛУН КУЛЛУСТУУР»
DOI:
https://doi.org/10.25587/t5491-0740-8768-oКлючевые слова:
бинарные оппозиции, мотив, мифологические представления, эпическая формула, признак, семантика, коннотация, символизация.Аннотация
В условиях актуализации междисциплинарных исследований фольклора, когда наука о народном творчестве развивается в тесном контакте с лингвистикой, семиотикой, культурологией и т. д., своевременным представляется изучение содержательного аспекта эпоса олонхо на стыке разных наук. В статье рассматривается семантическое пространство языка архаического эпоса олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» И. Г. Тимофеева-Теплоухова, записанный В. Н. Васильевым в 1906 г. Предметом исследования служат бинарные оппозиции, предшествующие появлению мотивов фольклорного текста, являющиеся компонентами традиционного мифоэпического мира якутского олонхо. Цель исследования – реконструировать процесс семантизации, символизации предметов, а далее показать сюжетообразующую роль семантических оппозиций в организации эпического текста. В работе применены междисциплинарный подход, лексико-семантический, структурно-семиотический, индуктивный анализы, а также метод герменевтики. В результате исследования выявлено: семантика предметов определяется их признаками в зависимости от ситуации или контекста; динамическая природа членов оппозиций отражает различие в отношениях, степенях сопоставления между полярностями, приводящих к аксиологизации; оппозиции выстраиваются вокруг единого ствола – миротворения, предстающего «генеративной семантикой» (термин А. Ж. Греймас) хронотопа развития дальнейших эпических событий. Новизна исследования заключается в обобщенном анализе зачина олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур», актуализирующего разграничение символов от метафор, шире – семантическую и структурную значимость начального элемента эпического произведения по отношению ко всему корпусу эпоса. Проведенный анализ задает вектор для последующих исследований – в направлении верификации культурной семантики предметов, носящих в себе установки народного сознания и поведения.
Литература
- Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов Вилюйского региона // Наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 197-200.
- Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. – Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. – 528 с.
- Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии // Апресян Ю. Д. Т. 1 : Парадигматика. – Москва : Языки славянских культур, 2009. – 568 с.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Восточная литература, РАН, 2000. – 407 с.
- Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности : мифология, фольклор, литература : к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина / С. Ю. Неклюдов ; под ред. И. С. Смирнова. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
- Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика : Избранные статьи. Воспоминания. – Москва : РГГУ, 2018. – 695 с.
- Тимофеев-Теплоухов И. Г. Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; отв. ред. А. С. Мирбадалева. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. – 608 с. (На якутском и рус. яз.)
- Сатанар М. Т. К вопросу семантической интерпретации эпической формулы «три якута, четыре якута» // Вестник КИГИ РАН. – 2019. – № 1. – С. 134-148. – DOI : 10.22162/2619-0990-2019-41-1-134-148.
- Иванов В. В. Чёт и нечёт : Асимметрия мозга и знаковых систем. – Москва : Советское радио, 1978. – 184 с.
- Куприянова Е. С. Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах (на материале олонхо “Строптивый Кулун Куллустуур” и кубаира “Урал-батыр”) // Молодой ученый. – 2011. – № 8 (31). – С. 24-27.
- Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо : пространственная организация и сюжетика. – Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 2006. – 232 с.
- Жиркова Е. Е. Образная лексика в характеристике персонажей в северных олонхо // Ысыах олонхо в Намском улусе: возрождение, сохранение и популяризация : сборник материалов X Республиканской научно-практической конференции. – Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2019. – С. 52-56.
- Жиркова Е. Е. Лексико-семантические особенности образной лексики якутского и бурятского языков // Мир науки, культуры и образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 509-511.
- Анисимов Р. Н. Зооморфные компоненты в составе фразеологизмов якутского языка, характеризирующих человека // Сибирский филологический журнал. –2016. – № 4. – С. 203-218. – DOI : 10.17223/18137083/57/18.
- Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.
- Кузьмина А. А. Указатель сюжетных мотивов самозаписей олонхо (на материале творчества С. С. Егорова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (57). – С. 30-33.
- Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск : Книжное издательство, 1979. – 484 с.
- Габышева Л. Л. Символическое значение номинаций металлов в эпосе якутов и других тюркских народов // Вестник СВФУ. – 2012. – № 3. – С. 115-120.
- Ноговицын В. П. Естественно-научный взгляд на якутский балаган / В. П. Ноговицын, Н. Г. Соломонов, А. С. Саввинов [и др.] // Вестник СВФУ. – 2015. – № – С. 129-139.
- Петрова С. И. Народный костюм якутов : историко-этнографическое и искусствоведческое исследование. – Новосибирск : Наука, 2013. – 206 с.
- Каратаев В. О. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с.
- Борисов Ю. П. Ритмико-синтаксические параллелизмы в инвариантных текстах олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2016. – № 3 (03). – С. 24-33. – DOI : 25587/SVFU.2016.3.10864.
- Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск : Издательство Якутского университета, 2002. – 104 с.
- Толстая С. М. Семантические категории языка культуры : очерки по славянской этнолингвистике. – Москва : Либроком, 2010. – 368 с.
- Габышева Л. Л. Традиционная картина природы в олонхо : глубинный смысл // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2019. – № 3 (15). – С. 78-87. – DOI : 10.25587/SVFU.2019.15.36601.
- Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2016. – 120 с.
- Избекова Е. И. Числительные в олонхо: структура и семантика : монография. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 152 с.
- Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология : символ и архетип. – Новосибирск : Наука, 1991. – 155 с.
- Гаврильева Р. С. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов // Язык-миф-культура народов Сибири : сборник научных трудов. – Якутск : Издательство ЯГУ, 1991. – С. 79-91.
- Габышева Л. Л. К семиотической интерпретации функций чорона // Фольклор и современная культура : сборник научных трудов. – Якутск : СО РАН ЯИЯЛИ, 1991. – С. 115-119.
- Элиаде М. Аспекты мифа / перев. с франц. В. П. Большакова. – Москва : Академический проспект, 2010. – 256 с.
- Дандес А. Фольклор : семиотика и / или психоанализ : сборник статей / перев. с англ. А.С. Архипова. – Москва : Восточная литература, 2003. – 279 с.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-генетический аспекты».
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная