СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ ЗАЧИНА В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО «СТРОПТИВЫЙ КУЛУН КУЛЛУСТУУР»

Авторы

  • Марианна Тимофеевна САТАНАР, satanar68@mail.ru канд. филол. н., научный сотрудник сектора «Олонховедение» Научно-исследовательского института Олонхо, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/t5491-0740-8768-o

Ключевые слова:

бинарные оппозиции, мотив, мифологические представления, эпическая формула, признак, семантика, коннотация, символизация.

Аннотация

В условиях актуализации междисциплинарных исследований фольклора, когда наука о народном творчестве развивается в тесном контакте с лингвистикой, семиотикой, культурологией и т. д., своевременным представляется изучение содержательного аспекта эпоса олонхо на стыке разных наук. В статье рассматривается семантическое пространство языка архаического эпоса олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» И. Г. Тимофеева-Теплоухова, записанный В. Н. Васильевым в 1906 г. Предметом исследования служат бинарные оппозиции, предшествующие появлению мотивов фольклорного текста, являющиеся компонентами традиционного мифоэпического мира якутского олонхо. Цель исследования – реконструировать процесс семантизации, символизации предметов, а далее показать сюжетообразующую роль семантических оппозиций в организации эпического текста. В работе применены междисциплинарный подход, лексико-семантический, структурно-семиотический, индуктивный анализы, а также метод герменевтики. В результате исследования выявлено: семантика предметов определяется их признаками в зависимости от ситуации или контекста; динамическая природа членов оппозиций отражает различие в отношениях, степенях сопоставления между полярностями, приводящих к аксиологизации; оппозиции выстраиваются вокруг единого ствола – миротворения, предстающего «генеративной семантикой» (термин А. Ж. Греймас) хронотопа развития дальнейших эпических событий. Новизна исследования заключается в обобщенном анализе зачина олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур», актуализирующего разграничение символов от метафор, шире – семантическую и структурную значимость начального элемента эпического произведения по отношению ко всему корпусу эпоса. Проведенный анализ задает вектор для последующих исследований – в направлении верификации культурной семантики предметов, носящих в себе установки народного сознания и поведения.

Литература

  1. Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов Вилюйского региона // Наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 197-200.
  2. Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. – Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. – 528 с.
  3. Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии // Апресян Ю. Д. Т. 1 : Парадигматика. – Москва : Языки славянских культур, 2009. – 568 с.
  4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Восточная литература, РАН, 2000. – 407 с.
  5. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности : мифология, фольклор, литература : к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина / С. Ю. Неклюдов ; под ред. И. С. Смирнова. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
  6. Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика : Избранные статьи. Воспоминания. – Москва : РГГУ, 2018. – 695 с.
  7. Тимофеев-Теплоухов И. Г. Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; отв. ред. А. С. Мирбадалева. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. – 608 с. (На якутском и рус. яз.)
  8. Сатанар М. Т. К вопросу семантической интерпретации эпической формулы «три якута, четыре якута» // Вестник КИГИ РАН. – 2019. – № 1. – С. 134-148. – DOI : 10.22162/2619-0990-2019-41-1-134-148.
  9. Иванов В. В. Чёт и нечёт : Асимметрия мозга и знаковых систем. – Москва : Советское радио, 1978. – 184 с.
  10. Куприянова Е. С. Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах (на материале олонхо “Строптивый Кулун Куллустуур” и кубаира “Урал-батыр”) // Молодой ученый. – 2011. – № 8 (31). – С. 24-27.
  11. Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо : пространственная организация и сюжетика. – Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 2006. – 232 с.
  12. Жиркова Е. Е. Образная лексика в характеристике персонажей в северных олонхо // Ысыах олонхо в Намском улусе: возрождение, сохранение и популяризация : сборник материалов X Республиканской научно-практической конференции. – Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2019. – С. 52-56.
  13. Жиркова Е. Е. Лексико-семантические особенности образной лексики якутского и бурятского языков // Мир науки, культуры и образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 509-511.
  14. Анисимов Р. Н. Зооморфные компоненты в составе фразеологизмов якутского языка, характеризирующих человека // Сибирский филологический журнал. –2016. – № 4. – С. 203-218. – DOI : 10.17223/18137083/57/18.
  15. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.
  16. Кузьмина А. А. Указатель сюжетных мотивов самозаписей олонхо (на материале творчества С. С. Егорова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (57). – С. 30-33.
  17. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск : Книжное издательство, 1979. – 484 с.
  18. Габышева Л. Л. Символическое значение номинаций металлов в эпосе якутов и других тюркских народов // Вестник СВФУ. – 2012. – № 3. – С. 115-120.
  19. Ноговицын В. П. Естественно-научный взгляд на якутский балаган / В. П. Ноговицын, Н. Г. Соломонов, А. С. Саввинов [и др.] // Вестник СВФУ. – 2015. – № – С. 129-139.
  20. Петрова С. И. Народный костюм якутов : историко-этнографическое и искусствоведческое исследование. – Новосибирск : Наука, 2013. – 206 с.
  21. Каратаев В. О. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с.
  22. Борисов Ю. П. Ритмико-синтаксические параллелизмы в инвариантных текстах олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2016. – № 3 (03). – С. 24-33. – DOI : 25587/SVFU.2016.3.10864.
  23. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск : Издательство Якутского университета, 2002. – 104 с.
  24. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры : очерки по славянской этнолингвистике. – Москва : Либроком, 2010. – 368 с.
  25. Габышева Л. Л. Традиционная картина природы в олонхо : глубинный смысл // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2019. – № 3 (15). – С. 78-87. – DOI : 10.25587/SVFU.2019.15.36601.
  26. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2016. – 120 с.
  27. Избекова Е. И. Числительные в олонхо: структура и семантика : монография. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 152 с.
  28. Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология : символ и архетип. – Новосибирск : Наука, 1991. – 155 с.
  29. Гаврильева Р. С. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов // Язык-миф-культура народов Сибири : сборник научных трудов. – Якутск : Издательство ЯГУ, 1991. – С. 79-91.
  30. Габышева Л. Л. К семиотической интерпретации функций чорона // Фольклор и современная культура : сборник научных трудов. – Якутск : СО РАН ЯИЯЛИ, 1991. – С. 115-119.
  31. Элиаде М. Аспекты мифа / перев. с франц. В. П. Большакова. – Москва : Академический проспект, 2010. – 256 с.
  32. Дандес А. Фольклор : семиотика и / или психоанализ : сборник статей / перев. с англ. А.С. Архипова. – Москва : Восточная литература, 2003. – 279 с.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-генетический аспекты».

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Как цитировать

САТАНАР, М. Т. . (2022). СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ ЗАЧИНА В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО «СТРОПТИВЫЙ КУЛУН КУЛЛУСТУУР». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 79–94. https://doi.org/10.25587/t5491-0740-8768-o

Выпуск

Раздел

Статьи