СЮЖЕТ ОЛОНХО «ЮЁЛЭН НЮРЮЙЭ» В СВЕТЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭПИЧЕСКОГО МИРОЗДАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-74-83Ключевые слова:
эпический locus; моделирование пространства; сюжетный мотив; экспозиция; герой олонхо; семантика; структура; функция; атрибуты мотива; код; знакАннотация
Настоящая статья посвящена исследованию сюжета – основополагающей и общей категории фольклористики и литературоведения. Актуальность обращения к теме эпического сюжета, а также мотивов, конструирующих его, вызвана недостаточным изучением исторической трансформации якутского эпоса олонхо с одной стороны, а с другой – необходимостью углубленного изучения пространственной организации мира олонхо, которое может привести к экспликации закономерностей (инвариантов) сюжетосложения, к дефиниции принципов сюжетного сложения олонхо. Новизной исследования предстает фокусирование исследования через призму отношений мотивов по синтагматической горизонтали в ходе «сюжетного развития» текста олонхо «Юёлэн Нюрюйэ». Цель работы – провести структурно-семантический анализ сюжетнозначимых мотивов текста олонхо «Юёлэн Нюрюйэ» в свете динамики эпического пространства. В работе применены структурно-семантический, семиотический, функциональный анализы, методы обзора, описания и обобщения. Обозначены роли пространственных locus`ов в сюжетном построении текста олонхо. Выделены функции сюжетных мотивов в синтагматике эпического текста. Показан порядок сцепления сюжетных мотивов в цельной событийной последовательности. Отмечается наличие свернутого, невыраженного пространственного элемента в имени невесты богатыря. Подчеркивается авторская новация олонхосута М. Г. Сорова в виде введения повторяющихся отступлений и повествований в сюжетной композиции олонхо. Автор приходит к выводу, что хотя традиционный сюжетно-композиционный строй не нарушен, в олонхо «Юёлэн Нюрюйэ» прослеживается упрощение сюжетной линии посредством выпадания некоторых сюжетных элементов, усечения хода реализации вертикального развертывания координат эпического пространства, контаминации (соединений) мотивов, сужения эпитетики в поэтике и символики в знаковой системе олонхо. Такое обстоятельство обозначает перспективы дальнейших исследований текстов олонхо советского и постсоветского периодов с актуализацией постановки проблем исторической динамики мотивов якутского олонхо в ракурсе структуры, семантики, функции, поэтики, семиотики.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Универсальные коды в эпической традиции: типологический и сравнительные аспекты».
Литература
1. Литературный энциклопедический словарь / подготовка Е. И. Бонч-Бруевич и др. ; под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – Москва : Советская энциклопедия, 1987. – 751 с.
2. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры. – Москва : Искусство, 1984. – 318 с.
3. Топоров, В. Н. Пространство и текст. Т. 1 // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. – Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. – С. 318–381.
4. Неклюдов, С. Ю. Поэтика эпического повествования : пространство и время. – Москва : Форум, 2015. – 212 с.
5. Путилов, Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. – Москва : Наука, 1975. – С. 141–155.
6. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах. – Москва : Изд-во РГГУ, 1994. – 136 с.
7. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. – Москва : Искусство, 1970. – 381 с.
8. Неклюдов, С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. – Москва : Наука, 1972. – С. 18–45.
9. Путилов, Б. Н. Застава богатырская: к структуре былинного пространства // Труды по знаковым системам. – 1975. – № 7. – С. 52–64.
10. Емельянов, Н. В. Сюжеты якутских олонхо. ‒ Москва : Наука, 1980. ‒ 376 с.
11. Семенова, Л. Н. Эпический мир олонхо. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 232 с.
12. Манджиева, Б. Б. Сюжетообразующие мотивы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева // Новый филологический вестник. – 2020. – № 3 (54). – С. 322‒334.
13. Борлыкова, Б. Х., Меняев, Б. В., Басанова, Т. В. К вопросу изучения сюжетообразующих мотивов в эпосе «Джангар» (на материале сарт-калмыцкой, синьцзян-ойратской и калмыцкой версий) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2021. – № 1 (21). – С. 121‒128. – DOI : 10.25587/s3817-7814-4380-x.
14. Кузьмина, А. А. Вклад Н. В. Емельянова в исследование мотивов героического эпоса олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2021. – № 3. – С. 67– 75. – DOI : 10.25587/x5715-0528-3986-o.
15. Соров, М. Г. Үөлэн Нүрүйэ = Юёлэн Нюрюйэ / составитель Н. А. Оросина ; ответственный редактор А. А. Кузьмина. – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2016. – 176 с. (На якутском яз.)
16. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра. – Москва : Лабиринт, 1997. – 448 с.
17. Сатанар, М. Т. Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Ч. 2: Мифологические истоки // Языки и фольклор коренных народов Сибири. – 2023. – № 4 (вып. 48). – С. 116–125. – DOI : 10.25205/2312-6337-2023-4-116-125.
18. Неклюдов, С. Ю. Душа убиваемая и мстящая // Труды по знаковым системам. – 1975. – № 7. – С. 65–75.
19. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбУ, 1996. – 336 с.
20. Путилов, Б. Н. Славянские эпические песни о сватовстве // Фольклор и этнография. – Ленинград : Наука, 1979. – С. 149–157.
21. Сатанар, М. Т. Генезис образа Сээркээн Сэсэна в эпосе олонхо // Проблемы исторической поэтики. – 2022. – № 3. – Т. 20. – С. 50–86. – DOI : 10.15393/j9.art.2022.11262.
22. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – Москва : Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1957. – 620 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная