КУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО «НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.16.44324Ключевые слова:
олонхо, культура, культурная информация, бытовая информация, информация об искусстве и культуре, этнографическая информация, мифологическая информация, информация мира природы, народная память, язык и культураАннотация
В статье рассматривается вопрос о культурной информации олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского. Цель исследования заключается в том, чтобы выделить и проанализировать группы культурной информации в рассматриваемом эпосе. Актуальность исследования: глубинное изучение отражения культуры в олонхо, как самом древнем хранителе народной памяти, является неотъемлемой и важной частью изучения олонхо в целом, систематизация которой находится на начальном этапе. В задачи работы включены: изучение теоретической литературы о культурной информации; сбор, анализ и классификация фактического материала, отражающего культурную информацию в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского; обобщение результатов работы. Использованы метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный и описательный методы.
В ходе исследования, основываясь на трудах В. С. Виноградова, была выделена следующая классификация культурной информации в героическом эпосе олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»: 1. Бытовая информация: жилище, имущество; одежда, уборы; пища, напитки; виды труда и занятия; 2. Информация об искусстве и культуре: народные танцы и песни, исполнители; народные праздники, игры; обычаи, ритуалы, традиции; 3. Этнографическая и мифологическая информация: этнические и социальные общности и их представители; божества, духи; священные, магические предметы; 4. Информация мира природы: животные; ландшафт, пейзаж. Проанализировано 160 примеров культурной информации, которые в олонхо часто повторяются. Больше всего культурной информации обнаружено в третьей группе – этнографическая и мифологическая информация: богатыри, удаганки, духи и божества, персонажи трех миров, а также священные и магические предметы. Следующая большая группа – это описания природы и животных. Обилие этих примеров можно объяснить тем, что якуты считают себя детьми природы, поэтому высоко ее почитают, уважают, восхваляют и в олонхо многократно описывают ее. Эти описания дают нам общее представление о мире, о среде жителей трех миров. Меньше всего культурной информации наблюдается в группах бытовой информации и информации о культуре и искусстве. Примеры этих групп встречаются очень часто, но много раз повторяются и помогают читателю лучше представить образ представленного героя.
Литература
- Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха. – Новосибирск: Наука, 2016. – 344 с.
- Петрова Т. И. Типология перевода якутского эпоса олонхо на русский язык. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. – 134 с.
- Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студентов вуз. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
- Гуревич П. С. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2003. – 336 c.
- Попова Г. С. – Санаайа. Методы чтения текста олонхо: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Наука, 2010. – 184 с.
- Влахов С. И., Флорин С. П. Непереводимое в переводе. 4-е изд. – M.: Valent, 2009. – 360 с.
- Бархударов Л. С. Язык и перевод (вопросы общей и частной теории перевода). – : Международные отношения, 1975. – 239 с.
- Реформатский A. A. Введение в языковедение. – M.: Аспект Пресс, – 536 с.
- Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): дисс. ... д. филол. н. – М., 1984. – 487 с.
- Виноградов В. С. Лексические вопросы перевода художественной прозы. – : Изд-во Московского университета, 1978. – 172 с.
- Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов XIX-нач. XX в.: Историко-этнографические исследования. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. – 99 с.
- Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный: олонхо / Пер. на русс. яз. В. В. Державина. – Якутск: Кн. изд-во, 1975. – 432 с.
- Ойунский П. А. Сочинения. Т. 4. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. – 313 с.
- Якуты (Саха) / Отв. ред. Н. А. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. – М.: Наука, 2012. – 599 с.
- Иванова С. Р. Саха таҥаһа. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1993. – 31 с. (на якутском яз.)
- Николаев С. И. Народ саха. – Якутск: Якутский край, 2009. – 300 с.
- Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: на материале традиций саха. – Новосибирск: Наука, 2005. – 307 с.
- Ойунский П. А. Сочинения. Т. 5. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. – 287 с.
- Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. – Якутск: Сайдам: 2013. – 96 с.
- Неустроев Б. Ф. Саха ойуута-бичигэ: альбом. – Якутск: Бичик, 2007. – 288 с. (на якутском яз.)
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 402 с.
- Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-e изд. – : Российская политическая энциклопедия, 1993. – 736 с.
- Попова А. С. Олоҥхо атыгар мэҥэстэн. – Дьокуускай: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. – 288 с. (на якутском яз.)
- Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо: публикация, перевод, теория, типология: избр. ст. – Якутск: Изд-во ЯФ СО РАН, 2004. – 207 с.
- Гоголев А. И. Историческая этнография якутов. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1980. – 106 с.
- Ойунский П. А. Сочинения. Т. 6. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. – 309 с.
- Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / Отв. ред. Э. Р. Тенишев, А. В. Дыбо. – М.: Наука, 2006. – 908 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная