Сравнительный анализ сюжетно-композиционной структуры тюркских эпосов
(на примере якутского олонхо и шорского эпоса)
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32184Ключевые слова:
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».Аннотация
В данной статье рассмотрены героические эпосы якутского и шорского народов. Перед нами стоит цель изучить сюжетно-композиционную структуру текстов олонхо северо-восточной традиции якутов и шорских эпосов в сравнительном аспекте. Материалом для исследования послужили 14 текстов и сюжетов олонхо северо-восточной традиции якутов и 3 текста шорского эпоса из репертуара сказителя В. Е. Таннагашева. В основном, сюжетно-композиционная структура тюркских эпосов состоит из вступления, завязки, развития действия, кульминации, развязка и заключительной части. Сюжеты олонхо северо-восточной традиции якутов и эпос шорцев разделяются на три части: вступительная, основная и заключительная. Во вступительной части олонхо исследуемой традиции и шорского эпосов не характерно космогоническое начало, что является чертой архаических эпосов. Вступительная часть шорских эпосов отличается краткостью описаний. В этих текстах лишь упоминаются природа, народ и золотой дворец, где живет главный герой. В отличии от шорского эпоса, во вступительной части олонхо северо-восточной традиции подробно описываются жилище главного героя, дворовые постройки, его богатство, природа и священное дерево Аал Луук мас. Основная часть олонхо северо-восточной традиции состоит из простой, сложной и полной сюжетно-композиционной структуры. В шорском эпосе характерно только простая и сложная сюжетная структура. В заключительной части шорского эпоса характерна трагическая концовка. В этих сюжетах главные герои погибают в конце повествования. В текстах олонхо северо-восточной традиции встречается сюжет, где погибает главный герой. По словам олонхосута данный текст является недоконченным, поэтому данный сюжет имеет трагическую развязку с недоконченной концовкой. Сравнительный анализ сюжетной структуры позволяет сделать следующие выводы: сюжеты олонхо северо-восточной традиции якутов и эпосы шорцев близки друг к другу, но имеют свои особенности. Эти народы имеют родственные связи. Вероятно, что эпосы родственных народов возникли на стыке исторических и духовных контактов.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».
Литература
- Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. – Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2004. – 328 с.
- Иванов В. Н. Якутский героический эпос Олонхо в контексте сравнительного изучения // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2016. № 1 (1). – С. 22-29. (дата обращения: 01.06.2019).
- Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 440 с.
- Аммосов К. Х. Аалыа Бэргэн бухатыыр / сост.: П. Х. Слепцова. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 100 с. (на якутском яз.)
- Томская Д. А. Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур / сост.: В. В. Илларионов, В. С. Никифорова. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2011. – 376 с. (на якутском яз.)
- Шорский фольклор / Записи, пер., вступ. ст. и прим. Н. П. Дыренковой. – М.-Л.: АН СССР, 1940. – 487 с.
- Арбачакова Л. Н. Сказители северной Шории (полевые материалы 1995-2003 гг.) // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и верхнем Приобье (археология, этнография, устная история), 2017 г.: материалы XIII Международной научно-практической конференции. – Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та, 2018. – С. 114-118.
- Шорский героический эпос. Т. 3: Сыбазын-Олак. Выспоренная Алтын-Торгу. Кара-Хан / Сост., подгот. к изд., статьи, пер. на русс. яз., приложения, примеч. и коммент. Д. А. Функа. Подготовка мастер-диск К. Г. Шаховцова. – Кемерово: ООО «Примула», 2012. – 280 с.
- Суразаков С. С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 1961 – С. 62-74.
- Орус-Оол С. М. Тувинские героические сказания. Текстология, поэтика, стиль. – М.: Макс Пресс, 2001. – 423 с.
- Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. – Абакан: ООО «Книжное издательство “Бригантина”», 2015. – 170 с.
- Нюргун Боотур Стремительный. Якутское олонхо / Текст К. Г. Оросина; Ред., пер., коммент. и вступ. ст. Г. У. Эргиса. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1947. – 410 с.
- Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 246 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. – М.: Наука, 1990. – 207 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск: Наука, 2000. – 192 с.
- Муома олоҥхолоро / Отв. ред. В. В. Илларионов. – Дьокуускай: Бичик, 2004. – 240 с. (Саха боотурдара: 21 т. Т. 4). (на якутском яз.)
- Орто Халыма олоҥхолоро / бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 280 с. – (Саха боотурдара: 21 т. Т. 18). (на якутском яз.)
- Хаан Дьаргыстай: олоҥхо / хомуйан оҥордо В. В. Илларионов; науч. ред. Т. В. Илларионова. – Дьокуускай: Алаас, 2016. – 232 с. (на якутском яз.)
- Өймөкөөн олоҥхолоро / бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В. В. Илларионов, Н. А. Оросина. – Дьокуускай: Бичик, 2017. – 192 с. – (Саха боотурдара: 21 т. Т. 19). (на якутском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная