ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКОГО СТИХА ОЛОНХО «НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ» П. А. ОЙУНСКОГО И «СЫН ЖЕСТОКОГО НЕБА ЭР СОГОТОХ» Г. Ф. НИКУЛИНА

Авторы

  • Гульнара Егоровна САВВИНОВА, savgul6767@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/x0043-3059-9254-t

Ключевые слова:

эпос, олонхо, олонхосут, эпическое повествование, текст, стихотворная речь, стихосложение, стихотворная структура, ритмика, ритмическая структура, рифма, аллитерация

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что в якутском литературоведении в изучении эпического произведения освещение функционирования стиховой организации разработано недостаточно. Цель настоящего исследования, посвященного изучению индивидуально-авторской картины мира в стихотворном дискурсе, – проследить стиховую организацию в литературно-обработанном тексте олонхо в сравнении с аутентичным северным олонхо. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи: рассмотреть ритмику в литературно обработанном тексте олонхо и в аутентичном олонхо; определить роли и функции аллитерации, выявить начальные и конечные рифмы как характерных особенностей эпического стиха.

Базовым материалом для исследования послужили тексты якутских героических эпосов «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского и «Сын жестокого неба Эр Соготох» Г. Ф. Никулина – Хабытта, олонхосута из Абыйского улуса. Первый эпический текст «Нюргун Боотур Стремительный» связан с именем П. А. Ойунского, основоположника якутской литературы, «художественного оформителя народного творчества». Второй текст «Сын жестокого неба Эр Соготох» связан с автором – олонхосутом (сказителем), со слов которого был записан эпический текст известным фольклористом А. А. Саввиным.

В якутском литературоведении тексты олонхо были рассмотрены по специальной методике, разработанной литературоведом Н. Н. Тобуроковым, где исследователь по большей части детально рассмотел ритмика, аллитерация и рифма. При этом, исследуется часть эпоса, которая читается речитативом.

В данной статье рассмотрено функционирование стиховой организации в литературно-обработанном и аутентичном текстах олонхо П. А. Ойунского и Г. Ф. Никулина. В ходе изучения автор делает вывод, что частотность употребления, длина слова в слоговом выражении; ритмика, аллитерация, рифмы выявляют особенности в литературно-обработанном и аутентичном текстах олонхо. Отличительной чертой в стихосложении северного аутентичного и художественно-обработанного олонхо являются вступительные части, в которых функционирования стиховой организации значительно разнятся.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

Литература

  1. Васильев Г. М. Якутское стихосложение. – Якутск : Кн. изд-во, 1965. – 26 с.
  2. Тобуроков Н. Н. Якутский стих. – Якутск : Кн. изд-во, 1985. – 160 с.
  3. Тобуроков Н. Н. Проблемы сравнительного стиховедения : (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири). – Москва : Наука, 1991. – 177 с.
  4. Дьячковская М. Н. Аллитерация в якутской поэзии (20-50-е гг.) // Развитие реализма в литературах Якутии : сб. науч. ст. – Якутск : ЯНЦ СО АН СССР, 1989. – С. 66-84.
  5. Дьячковская М. Н. Стихообразующие элементы в произведениях якутского устно-поэтического творчества // Фольклор и современная культура : сб. науч. ст. – Якутск : ЯНЦ СО АН СССР, 1991. – С. 140-146.
  6. Дьячковская М. Н. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы в системе якутского стихосложения : автореф. дисс. ... к. филол. н. – Якутск, 1996. – 20 с.
  7. Покатилова Н. В. Якутская поэтическая традиция : генезис литературного текста : на материале поэзии А. Е. Кулаковского : автореф. дисс. ... д. филол. н. – Москва, 2000. – 40 с.
  8. Архипова Е. А. Поэзия Ивана Арбиты : Творческий путь и поэтика : автореф. дисс. … к. филол. н. – Якутск, 2001. – 20 с.
  9. Тобуроков Н. Н., Архипова Е. А. Истоки якутского стихосложения в «Олонхо» А. Я. Уваровского // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. – 2009. – Т. 6. – № 2. – С. 98-92.
  10. Айыы Дьөһүөл : олоҥхо / В. В. Саввин суруйуута. – Дьокуускай : Алаас, 2015. – 424 с. (На якутском яз.)
  11. Ойуунускай П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур. – Якутск : Сахаполиграфиздат, 2003. – 552 с. (На якутском яз.)
  12. Эрис халлаан уола Эр Соҕотох // Абый олоҥхолоро / Бэч. бэл. В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова. – Дьокуускай : Бичик, 2019. – С. 40-146. – (Саха боотурдара ; Т. 20). (На якутском яз.)
  13. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. – Москва : Наука, 1990. – 208 с.
  14. Кулаковский А. Е. Правила якутского стихосложения // Сборник трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». Вып. 1. – Якутск : [б. и.], 1925. – С. 76-79.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Как цитировать

САВВИНОВА, Г. Е. . (2020). ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКОГО СТИХА ОЛОНХО «НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ» П. А. ОЙУНСКОГО И «СЫН ЖЕСТОКОГО НЕБА ЭР СОГОТОХ» Г. Ф. НИКУЛИНА. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 107–115. https://doi.org/10.25587/x0043-3059-9254-t

Выпуск

Раздел

Статьи