МОМСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЯКУТОВ: ОЛОНХОСУТЫ, СИСТЕМА ОБРАЗОВ
(по материалам фольклорной экспедиции 2017 г.)
Ключевые слова:
фольклорные экспедиции, эпические традиции, олонхо, образы, сюжеты, олонхосуты, северные улусы, Момский улус, северо-восток Якутии, Республика Саха (Якутия).Аннотация
В данной статье рассматриваются сказительское творчество олонхосутов и система образов в текстах олонхо момской эпической традиции. Исследование проводилось по результатам фольклорной экспедиции в Момском улусе в 2017 г. Основной целью данной экспедиции было изучение традиций и современного бытования устного, нематериального культурного наследия. В ходе экспедиции было зафиксировано более 117 образцов разных жанров фольклора. Внесены имена 32 олонхосутов и исполнителей олонхо. Найдены имена 12 новых сказителей, которые не упоминались ранее в источниках. Выявлен тот факт, что олонхосуты не ходили по семьям, а исполняли олонхо только у себя дома или в клубах. Авторы считают, что по этой причине имена многих олонхосутов не распространились по наслегам Момского улуса. Главные герои данной традиции были защитниками своего рода и семьи. В образе главного героя в текстах момских олонхо можно найти черты богатыря-охотника. Богатыри айыы данной традиции отличались меткостью и зоркостью, теми качествами, которыми владели именно охотники. А также главные герои выделялись чертами характера, как вспыльчивость, грубость, жестокость, беспощадность и суровость. В олонхо момской эпической традиции широко распространен образ удаганок. Они были представительницами трех миров. Удаганки из всех трех миров активно помогали богатырям айыы и меняли ход событий в сюжетах олонхо. Противниками главных героев в текстах олонхо момской эпической традиции представлены образы богатырей и девушек абаасы. Они являются представителями племени «абаасы аймага» и обитают во всех трех мирах (Верхнем, Срединном и Нижнем). В текстах олонхо исследуемой традиции характерен образ тунгусского богатыря Арджамаан-Джарджамаан (Ардьамаан-Дьардьамаан) как противника главного героя. Тунгусский богатырь олицетворял собой образ врага-чужеродца. Авторы делают вывод, что тексты олонхо момской эпической традиции имеют свои особенности и отличия, которые необходимо изучить.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00505 а.
Литература
- Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 440 с.
- Худяков И. А. Верхоянский сборник: якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также рус. сказки и песни, зап. в Верхоян. окр. / изд. на средства И. М. Сибирякова. – Иркутск: Тип. К. И. Витковского, 1890. – 2, II, 2, 314 с. – (Зап. ВСОИРГО (ОЭ); Т. 1. Вып. 3.
- Худяков И. А. Образцы народной литературы якутов / собранные И. А. Худяковым; Под ред. Э. К. Пекарского. – Т. 2. Вып. 1. – СПб.: Тип. Имп. АН, 1913. – 190 с.
- Лиморенко Ю. В. Несказочная проза эвенов Момского улуса Республики Саха: репертуар и степень сохраненности (по итогам экспедиции 2007 года) // Традиции и инновации в современном фольклоре народов Сибири. – Новосибирск: Арта, 2008. – С. 13-22.
- Слепцов Д. М. Көтөр Мүлгүн: олоҥхо. – Дьокуускай: Ситим, 1993. – 127 с. (на якутском яз.)
- Федотов Г. М. Муома фольклора. 1 ч. – Дьокуускай: Ситим, 1994. – 112 с. (на якутском яз.)
- Федотов Г. М. Муома фольклора. 2 ч. – Дьокуускай: Ситим, 1994. – 128 с. (на якутском яз.)
- Муома олоҥхолоро. – Дьокуускай: Бичик, 2004. – 240 с. (Саха боотурдара: 21 т.; 4-с т.) (на якутском яз.)
- Слепцов Д. М. Көтөр Мүлгүн: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 128 с. (на якутском яз.)
- Момский улус: история, культура, фольклор. – Якутск: Бичик, 2002. – 272 с.
- Соболоох, Муома улууһа. – Дьокуускай: Бичик, 2010. – 256 с. (на якутском яз.)
- Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
- Павлова О. К. Образы главных героев олонхо северо-восточной традиции якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2017. №3 (7) [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/uploads/2017/09/Павлова-57-67.pdf(дата обращения: 10.11.2017). – С. 57-67.
- Корякина А. Ф. Эпические традиции и особенности в сюжетной структуре олонхо Д. М. Слепцова «Кётёр Мюлгюн» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2016. №3 [Электронный ресурс]. URL:http://epossvfu.ru/эпос3-Корякина.pdf (дата обращения: 10.11.2017). – C. 44-48.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная