КРАТКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ В ВЕРХОЯНСКИЙ УЛУС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.13.27299Ключевые слова:
эпическая традиция, олонхо, олонхосут, текст, сказительство, сказительские традиции, собирательство, фольклористы, фольклорные экспедиции, искусство олонхосута, репертуар, полевое наблюдение, информанты, исполнительские традиции, Ысыах Олонхо.Аннотация
В настоящей статье впервые рассматривается история собирания и изучения сказительской традиции Верхоянья со времён известного фольклориста И. А. Худякова до настоящего времени. Актуальность исследования заключается в том значении, которое имеют сохранение, популяризация и распространение эпических традиций народов Российской Федерации в сохранении многообразия культур народов, населяющих нашу страну, для будущих поколений.
Цель исследования: обобщить и проанализировать результаты кропотливой собирательской работы начиная с И. А. Худякова до сегодняшнего дня, как отдельных фольклористов, так и фольклорных экспедиций в Верхоянский улус Республики Саха (Якутия). В процессе исследования для достижения поставленной цели решалась задача выявления вклада фольклористов, исследовавших устное народное творчество данного региона, в изучение локальной эпической традиции.
Изучены материалы, собранные фольклористами с XIX в. по настоящее время, в т. ч. авторами статьи, и отложенные в архивах Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и Национальном архиве Республики Саха (Якутия), в личных архивах авторов статьи, включая материалы, записанные от информантов – жителей Верхоянского улуса, а также опубликованные тексты олонхо верхоянских сказителей. В исследовании использовались как теоретические методы (изучение архивных материалов, научной литературы), методы сравнения и обобщения, так и методы полевых исследований.
В результате исследования установлено, что если И. А. Худяков собирал и изучал верхоянский фольклор в стационарных условиях, то последующие фольклористы советского периода: А. А. Саввин, В. В. Илларионов, П. Н. Дмитриев, С. Д. Мухоплева – собирали богатейший фольклорный материал в полевых условиях. В статье особо отмечается роль собирателей-энтузиастов: Т. Т. Данилова, записавшего олонхо М. Н. Горохова «Кыыдааннаах Кыыс Богатырка», Е. И. Бурцевой, записавшей олонхо с привлечением технических средств, И. И. Стручковой, М. А. Стручковой, материалы которых использованы в изучении сказительской традиции верхоянских олонхосутов. Результаты проведённого анализа и научного обобщения, предпринятых в настоящей статье, будут подспорьем для дальнейшего научного исследования локальной эпической традиции олонхосутов.
Литература
- Базанов В. Г., Емельянов Н. В. И. А. Худяков и его «Краткое описание Верхоянского округа» // Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – С. 8-32.
- Илларионов В. В. Н. С. Горохов: первые записи олонхо и их перевод на русский язык (к изучению вероянской традиции) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2014, № 1. – С. 93-98.
- Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. – М.: Московская типография № 2, 1993. – 736 с.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 404 с.
- Пекарский Э. К. Заметка по поводу редакции «Верхоянского сборника» И. А. Худякова // Известия ВСОРГО. – 1896. – Т. 26, № 4-5. – C. 197-205.
- Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 441 с.
- Саввин А. А. Распространение фольклора в северных районах // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Д. 463. – 7 л.
- Стручкова И. И. Дьааҥы олоҥхоһуттара уонна кинилэр олоҥхону толорор үгэстэрэ. – Дьокуускай: РИО ДДН им. А. Е. Кулаковского, 2014. – 88 с. (на якутском яз.)
- Горохов М. Н. Кыыдааннаах Кыыс бухатыыр: олонхо. – Дьокуускай: Бичик, 2017. – 208 с. (Саха боотурдара: 21 т. Т. 17). (на якутском яз.)
- Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. Основные образы. – М.: Наука, 1962. – 256 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
- Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 248 с.
- Илларионов В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. – Новосибирск: Наука, 2006. – 191 с.
- Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982. – 120 с.
- Илларионов В. В. Верхоянские сказительские традиции в эпических произведениях М. Н. Горохова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2015, № 5 (49). – С. 87-101.
- Илларионов В. В. Традиции верхоянских олонхосутов в записях И. А. Худякова // Филологические науки: вопросы теории и практики. – 2014, № 12 (42). – С. 88-91.
- Илларионов В. В. И. А. Худяков – первый исследователь фольклора и традиционной культуры Верхоянья // Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Якутск: Бичик, 2016. – С. 3-6.
- Дьааҥы олонхоһуттара: биобиблиографическай ыйынньыктар, ыстатыйалар, ахтыылар / [хомуйан оҥордулар: И. И. Стручкова, Н. А. Оросина, Р. Н. Анисимов уо. д. а.]. – Дьокуускай: Алаас, 2016. – 320 с. (на якутском яз.)
- Колосов И. С. Табалааҕы төрүттээбит Байдылар тустарынан // Талыы талба Табалаах / С. Х. Борисова, C. Х. Потапова, И. И. Стручкова. – Дьокуускай: Көмүөл, 2016. – С. 21-23. (на якутском яз.)
- Багдарыын Сүлбэ. Саха сирэ, көмүс илии. – Дьокуускай: Бичик, 2002. – 176 с. (на якутском яз.)
- Саввин А. А. Биографические данные и учет сказителей и певцов Верхоянского района // Архив ЯНЦ. Ф. 5. Оп. 8. Д. 473. – 23 л.
- Илларионов В. В. Дьааҥы олоҥхоһуттарын үгэстэрэ. – Дьокуускай: Бичик, 2006. – 160 с. (на якутском яз.)
- Саввин А. А. Отчет о фольклорной экспедиции в северные районы Якутии. 1939-1941 гг. // РО ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Ед. хр. 461. – 22 л.
- Ефремов Н. Н. Долганское олонхо. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1984. – 132 с.
- Пухов И. В. Исполнение олонхо // Доклады на второй научной сессии ИЯЛИ. Вып. I. История и филология. – Якутск, 1951. – С. 133-164.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная