МОТИВ УНИЧТОЖЕНИЯ ЧУДОВИЩА АБААСЫ В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С БУРЯТСКИМ ЭПОСОМ
DOI:
https://doi.org/10.25587/c2037-7658-4383-wКлючевые слова:
эпос, якутский, бурятский, олонхо, улигер, мотив, уничтожение врага, противник, чудовище абаасы, чудовище мангадхаи, сравнительный анализ.Аннотация
Рассматривается мотив уничтожения чудовища абаасы якутского олонхо в сравнительном анализе с бурятским улигером. Якутским материалом послужили тексты олонхо, опубликованные в «Образцах народной литературы якутов» Э. К. Пекарского (1907-1918). Бурятским источником были выбраны разные версии улигера «Гэсэр», изданные в 1960-1968 гг. Сюжет поединка героя со своим противником является кульминационным моментом в содержании обоих эпосов. Разумеется, главный герой всегда побеждает антагониста, ведь в этом и смысл героического эпоса. Мотивный фонд с описанием уничтожения врага является таким же кардинальным, как и мотив поединка. Смертельно опасный враг погибает от рук главного героя олонхо, но полностью не уничтоженное мертвое тело вновь оживает, продолжая творить зло и хаос. Известными исследователями тюрко-монгольского фольклора отмечены общие черты олонхо и улигера (В. М. Жирмунский, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, И. В. Пухов, Г. У. Эргис, В. В. Илларионов и др.). Сравнительные работы в сфере тюрко-монгольской фольклористики продолжают вызывать интерес и требуют исследования с разных сторон. Сопоставительное изучение мотива уничтожения чудовищ якутского и бурятского эпосов еще не проводилось. Целью исследования является определение мотива уничтожения врагов героя якутского олонхо с описанием сходств и различий с бурятским эпосом. В работе использована методология текстологического анализа с применением описательного и сравнительного методов. Автором выявляется несколько общих моментов в исследуемом мотиве: способы сожжения трупа; воскрешение чудовища от останков тел; способ захоронения коня вместе с чудовищем. Победа главного героя и уничтожение чудовища показывает идею справедливости, превосходства добра над злом, светлой силы над темной. А в способности чудовища абаасы быть бессмертным заложена философская идея вечной борьбы добра и зла, которая остается неизменной и по сей день. Схожесть мотивов якутского и бурятского эпосов способствовала решению расширить исследовательский материал, привлечь эпические тексты других тюрко-монгольских народов.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».
Литература
- Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1. – Якутск : Кн. изд-во. – 1992. – 415 с.
- Окладников А. П. Открытие Сибири. – Новосибирск : Западно-Сибирское кн. изд-во, 1982. – 208 с.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса : ранние формы и архаические памятники. – Москва : Наука, 1963. – 460 с.
- Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск : Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
- Неклюдов С. Ю. Душа убиваемая и мстящая // Труды по знаковым системам. – VII, № 394. – Тарту : ТГУ, 1975. – С. 65-75.
- Дампилова Л. С. Сюжет о богатырском сражении в бурятских версиях эпоса о Гэсэре // Научный диалог. – 2020. – № 7. – С. 241-253. – DOI : 10.24224/2227-1295-2020-7-241-253.
- Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 1993. – 736 с.
- Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. – С. 552.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Якутск : Бичик, 2008. – 400 с.
- Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – Москва : Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
- Образцы народной литературы якутов : [в 5 вып.] Вып. 1 / Под ред. Э. К. Пекарского. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1907. – 80 с. (На якутском и русс. яз.).
- Худяков И. А. Образцы народной литературы якутов. Вып. 1 : Сказки. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1913. – 190 с. (На якутском и русс. яз.).
- Абай Гэсэр-Хубун : Эпопея : (Эхирит. булагат. вариант) / Записан Ц. Жамцарано у сказателя Маншута Имегенова. – Улан-Удэ : [б. и.], 1961. – 231 c. (На бурятском и русс. яз.).
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. – Москва : Худ. лит-ра, 1968. – 284 с.
- Ястремский С. В. Образцы народной литературы якутов / Ред. В. Л. Комаров. – Ленинград : Изд-во АН СССР, 1929. – 226 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная