МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ОЛОНХО «АЛАНДААЙЫ-КУЛАНДААЙЫ БОГАТЫРЬ» Е. Е. ИВАНОВОЙ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-82-94

Ключевые слова:

эпос; олонхо; миф; мифологема; микромотив; мотив; мотив-речь; сюжет; олонхосут; эпическая аудитория

Аннотация

В статье на примере олонхо «Аландаайы-Куландаайы богатырь» Е. Е. Ивановой анализируются основные мифологические мотивы, которые все еще остаются вне поля зрения исследователей, и в этом заключается актуальность исследования. Цель представленной работы – произвести анализ мифологических мотивов в отдельно взятом тексте олонхо, определить их роль в сюжете эпоса и установить связь с мифологией народа саха. Для достижения поставленной цели исследование базировалось на сравнительном, структурно-семантическом и индуктивном методах, которые в совокупности позволяют раскрыть особенности и роль мифологических мотивов в построении сюжета анализируемого олонхо. В ходе исследования выявлено, что олонхо «Аландаайы-Куландаайы богатырь» Е. Е. Ивановой является двухпоколенным: если первый герой богатырь Аландаайы-Куландаайы является отверженным потомком божеств айыы, заселенным родителями-небожителями в Срединный мир, то второй – его сын Молуо Даадар уже предстает в качестве защитника племени айыы аймага и ураангхай саха. В результате изучения мифологических мотивов установлено, что в тексте олонхо они проходят красной нитью, связуя ткань эпического повествования в единое целое. Главным мифологическим мотивом с точки зрения построения сюжета олонхо является мотив вестника-стерха, который объясняет происхождение героя и инициирует героический боевой поход, обусловленный мотивом сватовства. Все выявленные мотивы мифологического происхождения классифицированы по пяти группам, в которых наиболее частыми являются мифологические мотивы оборотничества. Установлено, что метаморфозы персонажей используются для объяснения их способности странствовать в Верхний и Нижний миры, которые согласно традиционным представлениям народа саха, недосягаемы для обычного человека. Способность богатыря Молуо Даадара к многочисленным метаморфозам объясняется его богатырской закалкой и обучением волшебству. Таким образом, выявлено, что мифологические мотивы обогащают сюжет эпоса общеизвестными для эпической аудитории мифологическими представлениями, что делает сюжет олонхо узнаваемым для слушателей и способствует его адекватному восприятию.

Литература

1. Борисов Ю.П., Григорьева В.Г. (ред.) Амма фольклора. Дьокуускай: Алта; 2024:752. (На якутском яз.)

2. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. Москва: Изд-во АН СССР; 1962:255.

3. Васильев Г.М. Живой родник: об устной поэзии якутов. Якутск: Книжное изд-во; 1973:304.

4. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Москва: Наука; 1980:375.

5. Иванова Е.Е. Аландаайы-Куландаайы бухатыыр: олонхо. Дьокуускай: Алаас; 2021:223. (На якутском яз.)

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Ленинград: Гослитиздат; 1940:648.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Москва: Гос. изд-во худ. лит-ры; 1931:241.

8. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий. Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1918;23(1):225–245.

9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Санкт-Петербург: Наука; 1994:238.

10. Козлова Н.К. Что есть мотив (ещё раз к вопросу о научной терминологии). Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2018;2(36):82–87. https://doi.org/10.25205/2312-6337-2018-2-82-87.

11. Капинос Е.В., Силантьев И.В. Сюжетология и сюжетография в Институте филологии СО РАН. Новый филологический вестник. 2018;1(44):284–293.

12. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент. В кн.: Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю. (ред.). Типологические исследования по фольклору: сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895–1970). Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы; 1975:141–155.

13. Неклюдов С.Ю. Мотив и текст. В кн.: Толстая С.М. (ред.). Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). Москва: Индрик; 2004:236–247.

14. Ершова И.В. К толкованию эпического мотива (постановка проблемы). Новый филологический вестник. 2017;2(41):14–20.

15. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. Москва: Восточная литература РАН; 2000:407.

16. Сатанар М.Т. К семиотической интепретации мифологического образа древа Аал Луук мас в эпосе олонхо. Oriental Studies. 2020;13(4):1135–1154. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1135-1154.

17. Слепцов П.А. (ред.). Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 1–15. Новосибирск: Наука; 2008–2018.

18. Арбачакова Л.Н. Гора Сюргю и молочное озеро в эпосе шорцев. Сибирский филологический журнал. 2024;(1):23–34. https://doi.org/10.17223/18137083/86/2.

19. Клюкина Л.А. Мифема и мифологема: практики использования понятия в современной отечественной философии культуры. Международный журнал исследований культуры. 2018;4(33):197–207. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2018-00075.

20. Коломакина Б.А., Трубецкой С.А. Мифологическая основа мотива превращения в эпосе. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019;2(14):48–57. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32179.

21. Ван Юй, Шелемова А.О., Коваленко А.Г. Орнитологическая мифологема сокол в «Слове о полку Игореве» и древней китайской литературе. Научный диалог. 2021;(7):154–164. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-154-164.

22. Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов). В кн.: Чтения по истории и теории культуры. Вып. 38. Москва: РГГУ; 2003:187.

23. Васильев В.Е. Ландшафт горы и культ кузнечества у саха (к проблеме генезиса тенгрианства). В кн.: Федорова Л.В. (ред.) Айыы тангара и кузнечный культ в тенгрианстве. Сборник материалов I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Якутск: Офсет; 2019:154–159.

24. Жучкова А.В. Образ лягушки как символ внутренней трансформации героя в русском и немецком фольклоре. Вестник славянских культур. 2014;4(34):107–115.

Биография автора

Юрий Петрович Борисов, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник – заведующий сектором «Лингвофольклористика» Научно-исследовательского института Олонхо

Загрузки

Опубликован

02-04-2025

Как цитировать

Борисов, Ю. П. (2025). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ОЛОНХО «АЛАНДААЙЫ-КУЛАНДААЙЫ БОГАТЫРЬ» Е. Е. ИВАНОВОЙ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 82–94. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-82-94

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)