ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С СЕМАНТИКОЙ «ПРОСМОТРА ВСЕЛЕННОЙ» В ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ ХАКАСОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-59-69Ключевые слова:
героические сказания; хакасы; сказитель; богатырь; устойчивые поэтические описания; солнечный глазок; лунный глазок; айра/бита; складной нож; игла (игольное ушко)Аннотация
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью детального, системного анализа семантики, роли, функции конкретных волшебных предметов в героических сказаниях хакасов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые волшебные предметы и средства подвергаются детальному исследованию, в частности, с семантикой «просмотра Вселенной». Цель данного исследования состоит в выявлении и описании волшебных предметов с семантикой «просмотра Вселенной». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: выявление и описание устойчивых поэтических описаний на примере волшебных предметов с данной семантикой, при детальном анализе конкретных волшебных предметов, выявить сходства и различия в текстах разных сказителей, определить степень привязки к эпическому сюжету и мотивам. В работе были использованы описательный, структурно-семантический, сравнительно-сопоставительный методы. К рассматриваемой категории волшебных предметов относятся: солнечный глазок, лунный глазок, айра/бита, складной нож, игла (игольное ушко). При помощи волшебных предметов кӱн кӧстік ‘солнечный глазок’ и ай кӧстік ‘лунный глазок’ персонажи эпоса могут видеть, что происходит на любом расстоянии. Чаще всего в текстах эпических повествований встречается складной нож с девятью гнездами или складной нож с двенадцатью гнездами. Иногда функции золотого складного ножа совпадают с функциями волшебного солнечного глазка. Таинственность зеркального отражения полностью переложена на складной нож. Способность складного ножа отражать свет и блеск придали ему те же магические свойства и уподобили его волшебным свойствам зеркала. Несмотря на то, что золотая айра обладает магическими свойствами, тем не менее она не обладает способностью всеведения. Этот волшебный предмет связан с мотивами выезда богатыря из дома на поиски родителей и на битву с противниками, что композиционно составляет завязку действия. Игла используется как один из элементов воинских игр. Этот волшебный предмет связан с мотивами трудных задач и условий ее решения, испытаний и других подвигов богатыря.
Литература
1. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. Москва: Изд-во восточной литературы; 1958:264.
2. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. Москва: Изд-во восточной литературы; 1960:331.
3. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Ленинград: Наука; 1974:726.
4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Москва: Наука; 1969:168.
5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та; 1986:364.
6. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан: Хакасское отд-е Красноярского книжного изд-ва; 1972:311.
7. Липец Р.А. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. Москва: Наука; 1984:262.
8. Майногашева В.Е. Примечания к переводу. В кн.: Курбижеков П.В. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос. Москва: Наука; 1988: 535–556.
9. Майногашева В.Е. Хакасский героический эпос алыптых нымах: поиски исторических реалий и периодизация (избранные труды). Абакан: Бригантина; 2015:228.
10. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во; 1995:221.
11. Дугаров Б.С. Феномен книги в тюрко-монгольском эпосе: буддийское влияние и алтайско-бурятские параллели. Ученые записки (АГАКИ). 2017;(1):82–88.
12. Убушиева Д.В. Волшебные помощники в калмыцком и тувинском эпосе. Новые исследования Тувы. 2019;(4):165–175. https://doi.org/10.25178/nit.2019.4.14.
13. Содномпилова М.М., Гымпилова С.Д. Лечебные приемы и атрибуты лекарей в эпических произведениях тюрко-монгольских народов: к истокам целительских практик. Традиционная культура. 2021;22(4):112–122. https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.4.009.
14. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). Москва: МАКС ПРЕСС; 2001:422.
15. Чистобаева Н.С. Роль волшебных предметов в эпическом повествовании хакасов. Эпосоведение. 2023;4(32):98–107. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2023-4-98-107.
16. Чистобаева Н.С. Средства исцеления и воскрешения в героических сказаниях хакасов. Эпосоведение. 2024;2(34):53–66. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-53-66.
17. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. (ред.) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука; 1990:243.
18. Майногашева В.Е. (ред.) Алтын Арығ. Хакасский героический эпос. Москва: Главная редакция Восточной литературы; 1988:592. («Эпос народов СССР»).
19. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука; 1989:243.
20. Новичкова Т.А. Эпос и миф. Санкт-Петербург: Наука; 2001:247.
21. Субракова О.В., Белоглазов П.Е., Каскаракова З.Е. (ред.) Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука; 2006:1114.
22. Шулбаев С.И. Ай Солбаннаң Кӱн Солбан: алыптығ нымах. Абакан: Дом литераторов Хакасии; 2021:292. (На хакасском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная