ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С СЕМАНТИКОЙ «ПРОСМОТРА ВСЕЛЕННОЙ» В ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ ХАКАСОВ

Авторы

  • Надежда Степановна Чистобаева Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории https://orcid.org/0000-0002-3465-8340

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-59-69

Ключевые слова:

героические сказания; хакасы; сказитель; богатырь; устойчивые поэтические описания; солнечный глазок; лунный глазок; айра/бита; складной нож; игла (игольное ушко)

Аннотация

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью детального, системного анализа семантики, роли, функции конкретных волшебных предметов в героических сказаниях хакасов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые волшебные предметы и средства подвергаются детальному исследованию, в частности, с семантикой «просмотра Вселенной». Цель данного исследования состоит в выявлении и описании волшебных предметов с семантикой «просмотра Вселенной». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: выявление и описание устойчивых поэтических описаний на примере волшебных предметов с данной семантикой, при детальном анализе конкретных волшебных предметов, выявить сходства и различия в текстах разных сказителей, определить степень привязки к эпическому сюжету и мотивам. В работе были использованы описательный, структурно-семантический, сравнительно-сопоставительный методы. К рассматриваемой категории волшебных предметов относятся: солнечный глазок, лунный глазок, айра/бита, складной нож, игла (игольное ушко). При помощи волшебных предметов кӱн кӧстік ‘солнечный глазок’ и ай кӧстік ‘лунный глазок’ персонажи эпоса могут видеть, что происходит на любом расстоянии. Чаще всего в текстах эпических повествований встречается складной нож с девятью гнездами или складной нож с двенадцатью гнездами. Иногда функции золотого складного ножа совпадают с функциями волшебного солнечного глазка. Таинственность зеркального отражения полностью переложена на складной нож. Способность складного ножа отражать свет и блеск придали ему те же магические свойства и уподобили его волшебным свойствам зеркала. Несмотря на то, что золотая айра обладает магическими свойствами, тем не менее она не обладает способностью всеведения. Этот волшебный предмет связан с мотивами выезда богатыря из дома на поиски родителей и на битву с противниками, что композиционно составляет завязку действия. Игла используется как один из элементов воинских игр. Этот волшебный предмет связан с мотивами трудных задач и условий ее решения, испытаний и других подвигов богатыря.

Литература

1. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. Москва: Изд-во восточной литературы; 1958:264.

2. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. Москва: Изд-во восточной литературы; 1960:331.

3. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Ленинград: Наука; 1974:726.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Москва: Наука; 1969:168.

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та; 1986:364.

6. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан: Хакасское отд-е Красноярского книжного изд-ва; 1972:311.

7. Липец Р.А. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. Москва: Наука; 1984:262.

8. Майногашева В.Е. Примечания к переводу. В кн.: Курбижеков П.В. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос. Москва: Наука; 1988: 535–556.

9. Майногашева В.Е. Хакасский героический эпос алыптых нымах: поиски исторических реалий и периодизация (избранные труды). Абакан: Бригантина; 2015:228.

10. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во; 1995:221.

11. Дугаров Б.С. Феномен книги в тюрко-монгольском эпосе: буддийское влияние и алтайско-бурятские параллели. Ученые записки (АГАКИ). 2017;(1):82–88.

12. Убушиева Д.В. Волшебные помощники в калмыцком и тувинском эпосе. Новые исследования Тувы. 2019;(4):165–175. https://doi.org/10.25178/nit.2019.4.14.

13. Содномпилова М.М., Гымпилова С.Д. Лечебные приемы и атрибуты лекарей в эпических произведениях тюрко-монгольских народов: к истокам целительских практик. Традиционная культура. 2021;22(4):112–122. https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.4.009.

14. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). Москва: МАКС ПРЕСС; 2001:422.

15. Чистобаева Н.С. Роль волшебных предметов в эпическом повествовании хакасов. Эпосоведение. 2023;4(32):98–107. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2023-4-98-107.

16. Чистобаева Н.С. Средства исцеления и воскрешения в героических сказаниях хакасов. Эпосоведение. 2024;2(34):53–66. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-53-66.

17. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. (ред.) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука; 1990:243.

18. Майногашева В.Е. (ред.) Алтын Арығ. Хакасский героический эпос. Москва: Главная редакция Восточной литературы; 1988:592. («Эпос народов СССР»).

19. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука; 1989:243.

20. Новичкова Т.А. Эпос и миф. Санкт-Петербург: Наука; 2001:247.

21. Субракова О.В., Белоглазов П.Е., Каскаракова З.Е. (ред.) Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука; 2006:1114.

22. Шулбаев С.И. Ай Солбаннаң Кӱн Солбан: алыптығ нымах. Абакан: Дом литераторов Хакасии; 2021:292. (На хакасском яз.)

Биография автора

Надежда Степановна Чистобаева, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

кандидат филологических наук, заведующий сектором фольклора

Загрузки

Опубликован

02-04-2025

Как цитировать

Чистобаева, Н. С. (2025). ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С СЕМАНТИКОЙ «ПРОСМОТРА ВСЕЛЕННОЙ» В ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ ХАКАСОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 59–69. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-59-69

Выпуск

Раздел

Статьи