РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ЭПИЧЕСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ ХАКАСОВ

Авторы

  • Надежда Степановна ЧИСТОБАЕВА Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории https://orcid.org/0000-0002-3465-8340

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2023-4-98-107

Ключевые слова:

героические сказания; сказитель; эпическая традиция; хакасы; устойчивые поэтические описания; волшебные предметы; эпитеты; сравнения; книга судьбы; варианты

Аннотация

В исследовании поэтико-стилевой системы эпоса рассмотрение устойчивых поэтических описаний является весьма важным, т. к. они играют важную роль в формировании структуры и содержания эпического сюжета. Цель данного исследования состоит в выявлении и описании волшебных предметов с семантикой «получение информации», способствующих развитию определенного сюжета и мотивов в эпическом повествовании хакасов. Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач: выявление и описание устойчивых поэтических описаний на примере волшебных предметов с семантикой «получение информации», при детальном анализе книги судьбы, сходства и различия в текстах разных сказителей, определение степени привязки к эпическому сюжету и мотивам. В героических сказаниях книга судьбы в качестве волшебного предмета встречается в разных названиях: заимствованное слово книга в значении ‘гадательная книга, всезнающая книга, письмо, письменное послание’, кинде ‘книга, бумага’, пічік ‘письмо, записка, послание’, суғдур пічік ‘письмо, бумага с написанным текстом, сутра’, кигдей пічік ‘письмо, бумага, книга’, сабыра пічік ‘надпись, вырезанная на дереве, камне, наскальные надписи, послание, богатырская грамота, письмо, эпитафия’. В результате проведенного анализа установлено, что при выборке из десяти героических сказаний, записанных от известных хакасских сказителей, наиболее часто в качестве волшебного предмета в значении ‘книга’ употребляются книга, кинде, пічік, реже суғдур пічік и сабыра пічік. Основная функция волшебной книги в героических сказаниях состоит в получении вести главными персонажами. Введение волшебной книги в поэтическую ткань эпоса способствует мотивировке выезда богатыря/богатырки из дома (на охоту, получение вести, поиски суженой, богатырского коня, на битву противников). Композиционно мотивировка составляет завязку действия. Также установлено, если эпические герои пишут послание на твёрдых поверхностях (камень, дерево), то указывается еще и инструмент для письма: ноготь, стальной меч. Как показал анализ, вариативность наблюдается контекстуальными синонимами-глаголами, за счет использования эпитетов, формульных словосочетаний, однако сравнение письма с чепраком остается неизменным. Применение сказителем разных эпических формул, устойчивых оборотов, словосочетаний не нарушают единства поэтического впечатления, а способствуют созданию гармонии в фольклорном повествовании.

Литература

1. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1958. – 264 с.

2. Жирмунский, В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1960. – 331 с.

3. Пропп, В. Я. Морфология сказки. – Москва : Наука, 1969. – 168 с.

4. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград : Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. – 364 с.

5. Унгвицкая, М. А., Майногашева, В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан : Хакасское отд-е Красноярского кн. изд-ва, 1972. – 311 с.

6. Дугаров, Б. С. Феномен книги в тюрко-монгольском эпосе: буддийское влияние и алтайско-бурятские параллели // Ученые записки (АГАКИ). – 2017. – № 1. – С. 82–88.

7. Убушиева, Д. В. Волшебные помощники в калмыцком и тувинском эпосе // Новые исследования Тувы. – 2019. – № 4. – С. 165–175. – DOI : 10.25178/ nit.2019.4.14.

8. Содномпилова, М. М., Гымпилова, С. Д. Лечебные приемы и атрибуты лекарей в эпических произведениях тюрко-монгольских народов: к истокам целительских практик // Традиционная культура. – 2021. – Т. 22. – № 4. – С. 112–122. – DOI: https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.4.009.

9. Майногашева, В. Е. Хакасский героический эпос алыптых нымах: поиски исторических реалий и периодизация (избранные труды). – Абакан : Бригантина, 2015. – 228 с.

10. Ах ой аттығ Ах Хан апчах – Старик Ах Хан на бело-буланом коне (запись Субраковой О. В. от сказителя Бурнакова А. С., 1972) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 674. – 105 л. (На хакасском яз.)

11. Мондаң пораттығ Булдалай алыптаңар – Богатырь Булдалай на сивом коне с иноходью (запись Адыгаева Н. П. от сказителя М. К. Доброва, 1948) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 89. – 150 л. (На хакасском яз.)

12. «Хулатай» (запись Чанкова Д. И. от сказителя С. П. Кадышева, 1948) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 94. – Л. 178–353. (На хакасском яз.)

13. Ай Солбаннаң Кӱн Солбан : алыптығ нымах / С. И. Шулбаев. – Абакан : Дом литераторов Хакасии, 2021. – 292 с. (На хакасском яз.)

14. Ах Хан апчах – Стрик Ах Хан (запись Ултургашева Н. М. от сказителя Н. И. Чебодаева, 1946) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 149. – 52 л. (На хакасском яз.)

15. Хакасско-русский словарь = Хакас-орыс сӧстік / О. В. Субракова, П. Е. Белоглазов, З. Е. Каскаракова и др. – Новосибирск : Наука, 2006. – 1114 с.

16. Чибет Хан (запись Кызласовой А. Т. от сказителя С. Т. Боргоякова, 1948) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 98. – 82 л. (На хакасском яз.)

17. Пулан путтығ пора аттығ Поғда-Kipic – Погда-Kиpиc, ездящий на сером коне с лосиной ляшкой (запись Спирина И. Ф. от сказителя П. Н. Доброва, 1954) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 37. – 54 л. (На хакасском яз.)

18. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос / запись и подготовка текста, перевод, вступительная статья, примечания и комментарии, приложения В. Е. Майногашевой. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры, 1988. – 592 с. – (Эпос народов СССР).

19. Чудояков, А. И. Этюды шорского эпоса. – Кемерово : Кемеровское кн. изд-во, 1995. – 221 с.

20. Хара хулаттығ алып Хулатайдаңар – О богатыре Хулатае, ездящем на темно-саврасом коне (запись Адыгаева Н. П. от сказителя Ф. Н. Райкова, 1948) // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 97. – 150 л. (На хакасском яз.)

Биография автора

Надежда Степановна ЧИСТОБАЕВА , Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

кандидат филологических наук, заведующий сектором фольклора

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Как цитировать

ЧИСТОБАЕВА , Н. С. (2023). РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ЭПИЧЕСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ ХАКАСОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, (3), 98–107. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2023-4-98-107

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)