ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ В СЮЖЕТНОЙ СТРУКТУРЕОЛОНХО Д. М. СЛЕПЦОВА «КЁТЁР МЮЛГЮН»

Авторы

  • Антонина Федоровна КОРЯКИНА, aitalilen@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.3.10866

Ключевые слова:

сюжет олонхо, структура олонхо, образы, сказительские «школы», героические сказания, локальные особенности, центральная, вилюйская, северная традиции, бытование устойчивых традиций олонхо.

Аннотация

В статье исследуются эпические традиции в сюжетной структуре олонхо «Кётёр Мюлгюн», представляющего северные традиции сказительства, с целью выявления его особенностей. В ходе исследования выявлено: сюжет и образы олонхо момского сказителя Д. М. Слепцова, которые строятся, в основном, на традиционном каноне сюжетообразования, системы образов якутского эпоса. Однако обнаруживаются некоторые отличительные особенности. Олонхо с главным героем по имени Кётёр Мюлгюн не существует в других регионах бытования олонхо. Объем олонхо невелик по сравнению с олонхо центрального и вилюйского регионов – 5130 строк. В олонхо центрального и вилюйского регионов нет такого эпизода, в котором богатырь айыы бьет очаг ожигом. Такое дерзкое отношение Кётёр Мюлгюна к Святому духу огня едва не стоило ему жизни. Кроме того, в данном олонхо главный герой убивает Сорук Боллура, принимает облик мальчика и выполняет всю его работу. Войдя в доверие, он крадет свою будущую жену. У богатыря Кётёр Мюлгюн имеется кованый кузнецами конь. Данные особенности в сюжете, возможно, являются локальными традициями северных героических сказаний. Однако для полного подтверждения нужно специальное изучение данного олонхо в сравнении с другими северными олонхо, что является весьма перспективным направлением в якутском эпосоведении. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в научном изучении одной из малоразработанных тем якутской фольклористики – традиций северного олонхо в целом.

Литература

  1. Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. – Якутск: Бичик, 1982. – 123 с.
  2. Илларионов В. В. Түөлбэ олоҥхолор («Сказительские школы олонхо») // Эдэр коммунист. – 8 авгу- ста, 1990. (на якутском яз.)
  3. Илларионов В. В., Илларионова Т. В. Орто Халыма олоҥхолоро. – Якутск: Бичик, 2016. – 280 с. – (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 18). (на якутском яз.)
  4. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, об- разы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.
  5. Ларионова А. С. Региональные особенности традиционных песен якутов // Г. В. Ксенофонтов: Воз- вращение к себе: Сб. науч. ст. – Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1998. – С. 100-104.
  6. Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис. … канд. иск. – СПб., 1994. – 16 с.
  7. Кузьмина А. А. Верхоянская традиция олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практи- ки. – Тамбов, 2015. – № 1 (43). Ч. II. – С. 113-115.
  8. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
  9. Слепцов Д. Н. Кётёр Мюлгюн. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. – 127 с. (на якутском яз.)
  10. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 248 с.

Загрузки

Опубликован

29-09-2016

Как цитировать

КОРЯКИНА, А. Ф. . (2016). ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ В СЮЖЕТНОЙ СТРУКТУРЕОЛОНХО Д. М. СЛЕПЦОВА «КЁТЁР МЮЛГЮН». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 44–48. https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.3.10866

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>