МОТИВЫ ОДНОИМЕННЫХ ОЛОНХО Н. И. СТЕПАНОВА – НООРОЙ, Н.М. ТАРАСОВА И С. С. ВАСИЛЬЕВА – БОРОГОНСКОГО «КЮН ЭРИЛИ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Антонина Федоровна КОРЯКИНА, aitalilen@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.6.10661

Ключевые слова:

эпос, олонхо, фольклор, традиции, каноны, импровизация, сюжет олонхо, вариации, сказители, Кюн Эрили.

Аннотация

В фольклористике большой интерес представляет бытование одного эпоса в разных вариантах: схожесть и отличия их текстов, возникших в разные времена, в разных местах.

Ответы на многие вопросы в изучении процесса сложения эпоса может дать сравнительный анализ разных вариантов эпоса с одним названием разных сказителей. В данной статье ведется сравнительный анализ текстов одноименных олонхо «Кюн Эрили» олонхосутов Н. И. Степанова – Ноорой, Н. М. Тарасова и олонхосута-писателя С. С. Васильева – Борогонского с целью выявления схожести и отличий устоявшихся традиций в мотивах, выявления дополнительных второстепенных мотивов. Целенаправленное сравнительное изучение мотивов одноименных олонхо способствовало бы объяснению факта существования непохожих друг на друга вариантов олонхо с одним названием. Данная проблема является одной из неразработанных проблем в якутском эпосоведении.

Сопоставляя мотивы одноименных олонхо Н. И. Степанова, Н. М. Тарасова и С. С. Васильева «Кюн Эрили», мы пришли к выводу, что олонхосуты в описании развития событий своих олонхо сохранили устойчивость следующих традиционных мотивов: описание пространственного времени, описание родового священного дерева, описание чудесной страны, предназначение богатыря, сватовство богатырей абаасына девушек племени айыы, оскорбление богатыря айыы богатырем абаасы, приставание женщин абаасы к богатырям айыы, победа богатыря айыы над врагами в жестоком сражении, взаимовыручка родственников, женитьба героев и возвращение их в родные места. Эти основные мотивы являются каркасом олонхо «Кюн Эрили».

При этом каждый из них импровизировал, сокращая или расширяя традиционные мотивы, не нарушая содержания, назначения, логической последовательности основных мотивов. Кроме основных мотивов олонхосуты ввели дополнительные второстепенные мотивы. Небольшие изменения основных мотивов, дополнения их второстепенными мотивами происходят в рамках эпической традиции для достижения красочности и яркости исполняемого им эпоса.

Олонхосуты Н. И. Степанов, Н. М. Тарасов и С. С. Васильев не воспроизводят ранее услышанное олонхо, они создают свое олонхо, не повторяющее ранее созданное другими. Импровизируя, расширяя и сокращая основные мотивы, дополняя второстепенные мотивы, каждый олонхосут создал неповторимое по своей уникальности олонхо.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №15-04-00496 (а)

Литература

  1. Карл Райхл. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура. – М.: Вост. лит., 2008. – 383 с.
  2. Рыбников П. Н. Песни, собранные Н. П. Рыбниковым. – М.: Типография А. Семена, 1989. – Т. 1. – 527 с.
  3. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г. – М.-Л.: Изд- во АН СССР, 1949. – Т. 1. – 736 с.
  4. Астахова А. М. Былины Севера. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938. – Т. 1. – 656 с.
  5. Лорд А. Б. Сказитель. – М.: Наука, 1994. – 368 с.
  6. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избр. труды. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. – 727 с.
  7. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 295 с.
  8. Эргис Г. У. Очерки якутского фольклора. – М.: Наука, 1974. – 402 с.
  9. Пухов И. В. Олонхо – древний эпос. 2-е изд., стер. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 48 с.
  10. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
  11. Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. – Якутск: Бичик, 1982. – 123 с.
  12. Илларионова Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновре- менных записей. – Новосибирск: Наука, 2008. – 95 с.
  13. Пухов И. В., Эргис Г. У. Послесловие // Строптивый Кулун Куллустур. – М.: Наука, 1985. – С. 544- 578.
  14. Олонхосуты Якутии: справочник. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 156 с.
  15. Степанов Н. И. Күн Эрили: олонхо. – Якутск: Полиграфист, 1995. – 180 с. (на якутском яз.)
  16. Тарасов Н. М. Күн Эрили: олонхо. – Бэрдьигэстээх, 1999. – 40 с. (на якутском яз.)
  17. Васильев С. С. Күн Эрили. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 272 с. (на якутском яз.)

Загрузки

Опубликован

30-06-2017

Как цитировать

КОРЯКИНА, А. Ф. . (2017). МОТИВЫ ОДНОИМЕННЫХ ОЛОНХО Н. И. СТЕПАНОВА – НООРОЙ, Н.М. ТАРАСОВА И С. С. ВАСИЛЬЕВА – БОРОГОНСКОГО «КЮН ЭРИЛИ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 37–45. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.6.10661

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>