АРХЕТИП ОБРАЗА УРУЗМАГА В НАРТОВСКОМ ЭПОСЕ ОСЕТИН
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.17.58365Ключевые слова:
эпос, сказания о нартах, Урузмаг, архетип, архетипический образ, инициации, инициант, мифология, трехчастная структура модели мира, мифологический царь, культурный герой, сакральный инцестАннотация
В статье на материале нартовского эпоса осетин рассматривается образ Урузмага, выступающего во многих сюжетах главным героем. Образ Урузмага относится к старшему поколению нартовских героев. Актуальность данного исследования заключается в сакральности рассматриваемого образа, выступающего центральной фигурой нартовских сказаний осетин, выявление архетипа которого дает возможность представить целостную картину мифологической структуры эпоса. Научная новизна данной статьи состоит в том, что впервые предлагается изучение образа Урузмага в неразрывной связи с мифологической системой нартовского эпоса. Целью и задачей исследования является выявление архетипа образа Урузмага и определение его роли в эпических сказаниях. Исследование проводится в рамках типологического и сравнительно-исторического метода с элементами структурного анализа. Архетип образа Урузмага восходит к образу мифологического царя/вождя. Многие сюжеты с главным героем Урузмагом отражают инициационные мотивы, в которых он выступает в роли иницианта. Особое внимание уделяется семиотическому анализу так называемого брака первопредков через инцест. Результаты исследования показали, что архетип образа Урузмага наглядно демонстрирует трехчастную структуру модели мира и способствует раскрытию мифологической системы нартовского эпоса осетин. Автор приходит к выводу, что инициационные мифы, в которых инициантом выступает сам Урузмаг, демонстрируют о приобретении им статуса старшего/вождя/царя, он фактически является царем всего нартовского общества. Урузмаг всегда проявляет свои лучшие качества мудреца и воина, тем самым подтверждая свой статус лидера, а в некоторых сюжетах выступает и как культурный герой. Преодолевая, в отличие от остальных нартов, различные испытания, он каждый раз выходит победителем, в результате чего нарты вынуждены признать его главенствующую роль. Таким образом, образ нартовского Урузмага отражает архетип мифологического царя/вождя/старшего. Автор заключает, что изучение архетипа образа Урузмага требует дальнейшего, более углубленного и широкого исследования не только на основе нартовского эпоса осетин, но и на основе эпических сказаний кавказских народов о нартах, что позволит выявить как национальное своеобразие рассматриваемого образа, так и общие его типологические черты.
Литература
- Абаев В. И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. – Владикавказ : Ир, 1990. – 640 с.
- Гуриев Т. А. Проблемы нартиады. – Орджоникидзе : СОГУ, 1982. – 34 с.
- Гаглойты Ю. С. Избранные труды. – Цхинвал : ППО РЮО, 2010. – 816 с.
- Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. – Владикавказ : СОГУ, 2001. – 315 с.
- Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 4. – Ленинград : Наука, 1989. – 328 с.
- Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1987. – 671 с.
- Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1988. – 720 с.
- Куприянова Е. В. Архетип «божественных близнецов» в мировой мифологии. Ч. 1. Происхождение образа // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. – 2013. – Вып. 29, № 13 (304). – С. 7-10.
- Таказов Ф. М. Мифологические архетипы Модели мира в осетинской космогонии. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ, 2014. – 214 с.
- Таказов Ф. М. Признаки инициаций в нартовском эпосе осетин // Ростовский научный журнал. – 2017, № 12. – С. 155-160.
- Нартовские сказания. Эпос осетинского народа. Кн. 1. / сост. Т. А. Хамицаева. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ, 2003. – 592 с. (На осетинском яз.).
- Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке / сост. А. Я. Кибиров и Э. Б. Скодтаев. – Владикавказ : Ир, 2005. – 456 с. (На дигорском яз.).
- Ригведа. Мандалы I-IV. – Москва : Наука, 1989. – 768 с.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 527-533.
- Левинтон Г. А. Инцест // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 545-547.
- Элиаде М. Тайные общества : Обряды инициации и посвящения. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1999. – 356 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная