ВОПРОСЫ ОБЩНОСТИ В ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ
Ключевые слова:
эпос, коренные народы Сибири, сюжетные линии, общность, самобытная культура, традиции, классификация, миф, фольклор, архетип, образ, анимизм, тотемизм.Аннотация
В статье предпринята попытка провести краткий обзор некоторых вопросов, посвященных анимистическим и тотемистическим образам, архетипам, а также основной сюжетной линии эпического повествования некоторых коренных народов Сибири. Выдвинута гипотеза о возможных параллелях в образах и сюжетике эпоса разных племен и народов, населяющих территорию Сибири. Эпос у разных сибирских народов представлен неодинаково. У некоторых народов он получил широкое развитие, у других он менее развит, у третьих находится лишь в начале своего развития или отсутствует. К исследованию привлечены те народы, у которых в той или иной степени развития представлен эпос. Классификация эпосов проведена по языковой принадлежности. Алтайская языковая семья включает монгольские языки, одними износителями которых являются буряты, а также тюркские языки, носителями которых в числе других являются якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы. Внимание обращено на общую характеристику исследуемых эпосов, сюжет, а также некоторые черты общности в сюжетных линиях, образах и символах в эпосе. В своих многочисленных проявлениях эпос коренных народов Сибири представляет большой интерес. Он является свидетельством существования самобытной культуры, имеет древние истоки, в нем хранятся сведения о традициях, обычаях, исторических событиях.
Литература
- Хундаева Е. О. Эпос коренных народов Сибири: вопросы сюжета / Е. О. Хундаева, А. Н. Дамбаева. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2015. – 189 с.
- Дугаров Б. С. Истоки бурят-монгольской Гэсэриады: концепт сына небес и эпос // Сб. статей меж- дународной научно-практической конференции «Изучение, сохранение и популяризация Гэсэриады как шедевра нематериального наследия Центральной Азии в современных условиях». Улан-Удэ, 17-18 июня 2014 г. – Улан-Удэ, 2014.
- Дугаров Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – 226 с.
- Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – Ч. 1. – Москва ; Ленинград, 1950. – 381 с.
- Прокофьева Е. Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных пред- ставлениях народов Сибири и Севера. – Ленинград, 1976. – С. 106-128.
- Гемуев И. Н. Семья у селькупов ХIX – начало ХХ вв. – Новосибирск, 1984. – 156 с.
- Пелих Г. И. Селькупская мифология. Томск: Изд-во ТГПУ, 1998. – 398 с.
- Хундаева Е. О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. – 95 с.
- Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. – Москва: Наука, 1985. – 256 с.
- Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала XX в. / ТИЭ. Т. XXII. – Москва ; Ленинград, 1954. – 834 с.
- Василевич Г. М. Эвенки // Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Ленинград: Наука, 1969. – 304 с.
- Василевич Г. М. Уранхаи и эвенки / Доклады по этнографии // Географическое общество СССР. Отделение этнографии. Вып. III. – 1966. – С. 56-93.
- Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – Мо- сква: Наука, 1984. – 309 с.
- Дыренкова И. П. Шорский фольклор. – Москва ; Ленинград, 1940. – XL с. – 448 с.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1946. – 364 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная