ВОПРОСЫ ОБЩНОСТИ В ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Авторы

  • Арюна Нарановна ДАМБАЕВА, adambaeva@yandex.ru Бурятский республиканский институт образовательной

Ключевые слова:

эпос, коренные народы Сибири, сюжетные линии, общность, самобытная культура, традиции, классификация, миф, фольклор, архетип, образ, анимизм, тотемизм.

Аннотация

В статье предпринята попытка провести краткий обзор некоторых вопросов, посвященных анимистическим и тотемистическим образам, архетипам, а также основной сюжетной линии эпического повествования некоторых коренных народов Сибири. Выдвинута гипотеза о возможных параллелях в образах и сюжетике эпоса разных племен и народов, населяющих территорию Сибири. Эпос у разных сибирских народов представлен неодинаково. У некоторых народов он получил широкое развитие, у других он менее развит, у третьих находится лишь в начале своего развития или отсутствует. К исследованию привлечены те народы, у которых в той или иной степени развития представлен эпос. Классификация эпосов проведена по языковой принадлежности. Алтайская языковая семья включает монгольские языки, одними износителями которых являются буряты, а также тюркские языки, носителями которых в числе других являются якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы. Внимание обращено на общую характеристику исследуемых эпосов, сюжет, а также некоторые черты общности в сюжетных линиях, образах и символах в эпосе. В своих многочисленных проявлениях эпос коренных народов Сибири представляет большой интерес. Он является свидетельством существования самобытной культуры, имеет древние истоки, в нем хранятся сведения о традициях, обычаях, исторических событиях.

Литература

  1. Хундаева Е. О. Эпос коренных народов Сибири: вопросы сюжета / Е. О. Хундаева, А. Н. Дамбаева. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2015. – 189 с.
  2. Дугаров Б. С. Истоки бурят-монгольской Гэсэриады: концепт сына небес и эпос // Сб. статей меж- дународной научно-практической конференции «Изучение, сохранение и популяризация Гэсэриады как шедевра нематериального наследия Центральной Азии в современных условиях». Улан-Удэ, 17-18 июня 2014 г. – Улан-Удэ, 2014.
  3. Дугаров Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – 226 с.
  4. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – Ч. 1. – Москва ; Ленинград, 1950. – 381 с.
  5. Прокофьева Е. Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных пред- ставлениях народов Сибири и Севера. – Ленинград, 1976. – С. 106-128.
  6. Гемуев И. Н. Семья у селькупов ХIX – начало ХХ вв. – Новосибирск, 1984. – 156 с.
  7. Пелих Г. И. Селькупская мифология. Томск: Изд-во ТГПУ, 1998. – 398 с.
  8. Хундаева Е. О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. – 95 с.
  9. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. – Москва: Наука, 1985. – 256 с.
  10. Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала XX в. / ТИЭ. Т. XXII. – Москва ; Ленинград, 1954. – 834 с.
  11. Василевич Г. М. Эвенки // Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Ленинград: Наука, 1969. – 304 с.
  12. Василевич Г. М. Уранхаи и эвенки / Доклады по этнографии // Географическое общество СССР. Отделение этнографии. Вып. III. – 1966. – С. 56-93.
  13. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – Мо- сква: Наука, 1984. – 309 с.
  14. Дыренкова И. П. Шорский фольклор. – Москва ; Ленинград, 1940. – XL с. – 448 с.
  15. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1946. – 364 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2016

Как цитировать

ДАМБАЕВА, А. Н. (2016). ВОПРОСЫ ОБЩНОСТИ В ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 12–21. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/1/article/view/10

Выпуск

Раздел

Статьи