МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ОЛОНХО «АЛАНДААЙЫ-КУЛАНДААЙЫ БОГАТЫРЬ» Е. Е. ИВАНОВОЙ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-82-94Ключевые слова:
эпос; олонхо; миф; мифологема; микромотив; мотив; мотив-речь; сюжет; олонхосут; эпическая аудиторияАннотация
В статье на примере олонхо «Аландаайы-Куландаайы богатырь» Е. Е. Ивановой анализируются основные мифологические мотивы, которые все еще остаются вне поля зрения исследователей, и в этом заключается актуальность исследования. Цель представленной работы – произвести анализ мифологических мотивов в отдельно взятом тексте олонхо, определить их роль в сюжете эпоса и установить связь с мифологией народа саха. Для достижения поставленной цели исследование базировалось на сравнительном, структурно-семантическом и индуктивном методах, которые в совокупности позволяют раскрыть особенности и роль мифологических мотивов в построении сюжета анализируемого олонхо. В ходе исследования выявлено, что олонхо «Аландаайы-Куландаайы богатырь» Е. Е. Ивановой является двухпоколенным: если первый герой богатырь Аландаайы-Куландаайы является отверженным потомком божеств айыы, заселенным родителями-небожителями в Срединный мир, то второй – его сын Молуо Даадар уже предстает в качестве защитника племени айыы аймага и ураангхай саха. В результате изучения мифологических мотивов установлено, что в тексте олонхо они проходят красной нитью, связуя ткань эпического повествования в единое целое. Главным мифологическим мотивом с точки зрения построения сюжета олонхо является мотив вестника-стерха, который объясняет происхождение героя и инициирует героический боевой поход, обусловленный мотивом сватовства. Все выявленные мотивы мифологического происхождения классифицированы по пяти группам, в которых наиболее частыми являются мифологические мотивы оборотничества. Установлено, что метаморфозы персонажей используются для объяснения их способности странствовать в Верхний и Нижний миры, которые согласно традиционным представлениям народа саха, недосягаемы для обычного человека. Способность богатыря Молуо Даадара к многочисленным метаморфозам объясняется его богатырской закалкой и обучением волшебству. Таким образом, выявлено, что мифологические мотивы обогащают сюжет эпоса общеизвестными для эпической аудитории мифологическими представлениями, что делает сюжет олонхо узнаваемым для слушателей и способствует его адекватному восприятию.
Литература
1. Борисов Ю.П., Григорьева В.Г. (ред.) Амма фольклора. Дьокуускай: Алта; 2024:752. (На якутском яз.)
2. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. Москва: Изд-во АН СССР; 1962:255.
3. Васильев Г.М. Живой родник: об устной поэзии якутов. Якутск: Книжное изд-во; 1973:304.
4. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Москва: Наука; 1980:375.
5. Иванова Е.Е. Аландаайы-Куландаайы бухатыыр: олонхо. Дьокуускай: Алаас; 2021:223. (На якутском яз.)
6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Ленинград: Гослитиздат; 1940:648.
7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Москва: Гос. изд-во худ. лит-ры; 1931:241.
8. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий. Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1918;23(1):225–245.
9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Санкт-Петербург: Наука; 1994:238.
10. Козлова Н.К. Что есть мотив (ещё раз к вопросу о научной терминологии). Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2018;2(36):82–87. https://doi.org/10.25205/2312-6337-2018-2-82-87.
11. Капинос Е.В., Силантьев И.В. Сюжетология и сюжетография в Институте филологии СО РАН. Новый филологический вестник. 2018;1(44):284–293.
12. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент. В кн.: Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю. (ред.). Типологические исследования по фольклору: сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895–1970). Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы; 1975:141–155.
13. Неклюдов С.Ю. Мотив и текст. В кн.: Толстая С.М. (ред.). Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). Москва: Индрик; 2004:236–247.
14. Ершова И.В. К толкованию эпического мотива (постановка проблемы). Новый филологический вестник. 2017;2(41):14–20.
15. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. Москва: Восточная литература РАН; 2000:407.
16. Сатанар М.Т. К семиотической интепретации мифологического образа древа Аал Луук мас в эпосе олонхо. Oriental Studies. 2020;13(4):1135–1154. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1135-1154.
17. Слепцов П.А. (ред.). Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 1–15. Новосибирск: Наука; 2008–2018.
18. Арбачакова Л.Н. Гора Сюргю и молочное озеро в эпосе шорцев. Сибирский филологический журнал. 2024;(1):23–34. https://doi.org/10.17223/18137083/86/2.
19. Клюкина Л.А. Мифема и мифологема: практики использования понятия в современной отечественной философии культуры. Международный журнал исследований культуры. 2018;4(33):197–207. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2018-00075.
20. Коломакина Б.А., Трубецкой С.А. Мифологическая основа мотива превращения в эпосе. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019;2(14):48–57. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32179.
21. Ван Юй, Шелемова А.О., Коваленко А.Г. Орнитологическая мифологема сокол в «Слове о полку Игореве» и древней китайской литературе. Научный диалог. 2021;(7):154–164. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-154-164.
22. Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов). В кн.: Чтения по истории и теории культуры. Вып. 38. Москва: РГГУ; 2003:187.
23. Васильев В.Е. Ландшафт горы и культ кузнечества у саха (к проблеме генезиса тенгрианства). В кн.: Федорова Л.В. (ред.) Айыы тангара и кузнечный культ в тенгрианстве. Сборник материалов I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Якутск: Офсет; 2019:154–159.
24. Жучкова А.В. Образ лягушки как символ внутренней трансформации героя в русском и немецком фольклоре. Вестник славянских культур. 2014;4(34):107–115.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная