ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ ОЛОНХОСУТА А. Г. АГАПОВА
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.47.44.005Ключевые слова:
эпос, якутское этномузыковедение, Эдуард Алексеев, Алексей Агапов, Алтан Сабарай богатырь, эпические песнопения, горловое пение, кылысах, фальцетный призвук, лейтмотивАннотация
Олонхо является образцом устной культуры народа саха. На протяжении многих веков импровизаторы-олонхосуты выработали собственные методы сказывания, позволившие сохранить и передать поколениям ценности поэтической и песенной культуры, которые стали предпосылкой для развития народного и профессионального искусства.
Основной целью исследования является изучение эпических песнопений в исполнении потомственного олонхосута А. Г. Агапова по экспедиционным материалам первого исследователя его творчества Э. Е. Алексеева. В соответствии с целью, определены следующие задачи: дополнить нотную литературу раннефольклорными образцами эпических песнопений; уточнить имеющиеся научные представления об интонационных, тембровых, ритмических особенностях приленской песенности. Актуальность работы заключается в изучении творчества А. Г. Агапова, как представителя приленской локальной группы. Транскрипции эпических песнопений (Кыыс Бэтиэнтин Куо, Таллан Мэнгия, Юрюнг Уолана, Тимир Чыыбыстаана, Уоруку Суоруку) в исполнении бологурского олонхосута А. Г. Агапова в якутском этномузыковедении представлены впервые.
Исследование проводилось по фрагментарным аудиозаписям А. Г. Агапова, которые он исполнил в олонхо «Алтан Сабарай богатырь». Автором работы выполнена транскрипция песенного источника. Поэтический текст расшифрован Ю. П. Борисовым. В исследовании использован структурно-типологический метод изучения. Аналитический подход обусловил сочетание анализа и обобщения основных интонационных, ритмических соотношений, тембровых особенностей эпических песнопений. Результатом исследования стало пополнение этнокультурного локального контекста в исполнении А. Г. Агапова, что является важным и необходимым для практической работы в освоении исполнителями сложного песенного искусства персонажей олонхо.
Литература
- Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). – Москва : Музыка, 1976. – 283 с.
- Решетникова А. П. Музыка якутских олонхо // Кыыс Дэбилийэ : Якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. – С. 26–69. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
- Алексеев Э. Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. – Якутск : Якутское кн. изд-во, 1981. − 100 с.
- Разрозненные тексты сборника «100 якутских народных песен» М. Н. Жиркова // Архив Исторического зала НБ РС (Я). – Фонд «Архивные материалы М. Н. Жиркова». – Папка № 11. – 240 л.
- Пейко Н. И., Штейнман И. А. О музыке якутов // Советская музыка. – 1940. – № 2. – С. 84–90.
- Ларионова А. С. История развития нотной записи напевов якутского героического эпоса олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. – 2020. − № 2 (18). – С. 90–97. – DOI : 25587/t5001-0230-0509-h
- Отчет фольклорной экспедиции 1958 года в Амгинском районе / редактор Э. Е. Алексеев (1990 г.) // Архив Э. Е. Алексеева. – 65 с.
- О судьбе олонхо (Эдуард Алексеев. Персональный сайт). – URL : http://eduard.alekseyev.org/videohtml (дата обращения : 05.04.2023)
- Григорьева В. Г. Эпические и песенные традиции саха в творческом наследии У. Г. Нохсорова. – Новосибирск : Наука, 2023. − 256 с.
- Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. – Якутск : Кн. изд-во, 1994. – 160 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная