ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ У. Г. НОХСОРОВА

Авторы

  • Виктория Георгиевна ГРИГОРЬЕВА, grigfolk@mail.ru Амгинская детская школа искусств им. А. А. Черемных, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11683

Ключевые слова:

эпос, олонхосут, Нохсоров, эпические песнопения, нотация, комплексный анализ, дьиэрэтии, дэгэрэнг, уйулга, тембр, ладоинтонационность.

Аннотация

Актуальность исследования состоит во введении в научный оборот новых нотационных материалов эпических песнопений олонхо в исполнении известного олонхосута У. Г. Нохсорова, важных для изучения исполнительского искусства сказителя, что позволит уточнить имеющиеся научные представления об особенностях эпических песнопений народа саха.

Наблюдение над современным состоянием народного музыкального творчества в республике (концерты, конкурсы самодеятельного народного творчества и др. проекты) показывает, что исполнители эпических песнопений применяют весьма ограниченный диапазон музыкально-выразительных приемов (особенно это касается звуковысотности и тембра).

Усвоение молодыми певцами свода эпических песнопений в исполнении У. Г. Нохсорова и других сказителей, уникальных по композиционной масштабности и сложности мелодического материала, может привнести новизну как в современное народное исполнительство, так и в инновационное творчество национальных композиторов. Таким образом, изучение песенного наследия У. Г. Нохсорова является актуальным не только для музыковедения, этномузыкологии, фольклористики, но и для развития профессионального, самодеятельного музыкального творчества, а также для национальной музыкальной педагогики.

Цель исследования состоит в изучении индивидуального певческого стиля У. Г. Нохсорова, проявленного в исполнении песнопений олонхо. В работе использованы структурно-типологические, сравнительные, комплексные методы исследования, а также методы музыкальной фольклористики.

В результате изучения творческого наследия У. Г. Нохсорова и его современников, появилась необходимость теоретического развития жанровой классификации песенного творчества саха, в итоге которого автором статьи самоуглублённое и шаманское пение кутуруу было отделено вслед за предположением Н. Н. Николаевой в третий самостоятельный стиль уйулҕа (уйулга) ырыа.

Перспективными проблемами исследования можно наметить изучение фонетической структуры речи в высокоразвитом певческом творчестве У. Г. Нохсорова. Выявлены и проблемы практического характера. Исследователю необходимо содействовать процессу сохранения и развития музыкального фольклора. Необходимыми организационными условиями являются: выпуск аудиозаписей олонхосутов монографического характера; комплексное изучение исполнительского искусства сказителей, что должно способствовать созданию фундаментальной источниковой базы музыкально-фольклорных традиций саха.

Литература

  1. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). − М.: Музыка, 1976. – 283 с.
  2. Норуот ырыаhыта Устин Нохсоороп (Народный певец Устин Нохсоров). – Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2007. – 236 с. (на якутском яз.)
  3. Головнёва Н. И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). – Новосибирск: Наука, 1994. – 383 с.
  4. Алексеев Э. Е. Личность народного певца и судьба олонхо в наши дни (Устин Нохсоров и олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» // Эпическое творчество народов Сибири. – Улан-Удэ: Кн. изд-во, 1973. − С. 45-47.
  5. Жирков М. Н. Якутская народная музыка. − Якутск: Кн. изд-во, 1981. – 118 с.
  6. Николаева Н. Н. Эпос олонхо и якутская опера. – Якутск: Полиграфист, 1993. – 188 с.
  7. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. – СПб.: Наука, 2008. 3-е изд., испр. и доп. − 3858 с.
  8. Афанасьев П. С. Саха тылын быhaaрыылаах кылгас тылдьыта = Краткий толковый якутский словарь. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 688 с.
  9. Алексеев Э. Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1981. − 100 с.
  10. Архивный материал М. Н. Жиркова в Национальной библиотеке РС (Я). Папка №8 «М. Н. Жирков. Песни, записанные от колхозников и учащихся Усть-Алданского и Амгинского районов» // Архив Исторического зала НБ РС (Я). − 363 с.
  11. Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. – Якутск: РДНТ, 1996. – 123 с.
  12. Алексеева Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. – Якутск: Якутский филиал Издательства СО РАН, 2005. – 437 с.
  13. Дыырай Бэргэн: олонхо. − Якутск: Бичик, 2009. – 334 с. (Серия «Саха боотурдара»; Т. 6.)
  14. Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. – Норильск: АПЕКС, 2008. – 270 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2018

Как цитировать

ГРИГОРЬЕВА, В. Г. . (2018). ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ У. Г. НОХСОРОВА. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 62–74. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11683

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)