СРАВНЕНИЕ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ОБРАЗА ЭПИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
DOI:
https://doi.org/10.25587/y0939-8831-8102-kКлючевые слова:
сравнение, эпический текст, лингвокультурологический подход, познание, визуальная информация, олонхо, когнитивный подход, картина природы, эпический ландшафт, образное сравнение, образАннотация
Изучение проблемы сравнения как ментального действия стало особо актуальным в последнее время в русле формирующихся направлений антропоцентрической парадигмы – когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Об этом свидетельствуют предпринимаемые в данном контексте исследования на материале разноязычных фольклорных текстов.
Целью предлагаемой работы является попытка интерпретировать механизм создания образной перспективы, формируемой в результате визуального восприятия окружающего пространства сказителем олонхо. В исследовании применяется комплексный анализ, начиная от выявления содержательной части компонентного состава сравнительных конструкций до реализации их прагматической цели. Для анализа отобраны образные сравнения с компонентом курдук как самые частотные компаративные единицы из текста олонхо «Эр Соготох» А. Я. Уваровского, эксплицирующие природную картину родины героя, соотносимой с горизонтальной моделью мира «четыре стороны света». Выявлено, что восточная сторона мироздания сохраняет свою изначальную предназначенность быть родиной героя, освоенным им светлым миром, и поэтому не подвергается смысловой дифференциации. Образы объектов ландшафта, в частности, деревьев, остальных сторон света наделены на глубинном уровне символическими смыслами. Символическая наполненность обусловлена сакральным взаиморасположением молодых цветущих и взрослых стареющих деревьев, образы которых реализованы сопоставлением с изображением девушек, юношей, а также пожилых мужчин и дряхлеющих старух.
Особую смысловую нагрузку несет сравнительная часть в силу большей наполненности информацией, закодированной в смыслах слов, за которыми стоят номинации быта, уклада жизни, понимания сказителем сущности окружающей среды и т. д.
Расшифровка смыслонесущей информации образной сферы как результата ассоциативного порождения замысла сказителя, представляет совокупность содержания всего сравнения, те информативные признаки описываемого, что хотел передать автор. В этом заключается прагматическая функция сравнения в тексте.
Дальнейшее исследование олонхо видится на уровне лингвокогнитивного рассмотрения его как инокультурного текста на русском и немецком языках, в котором максимально сохранен параллельный эпический мир.
Литература
- Маслова В. А. Стереотип и сравнение как репрезентанты лингвокультурного пространства // Тюркское языкознание XXI века : лексикология и лексикография : материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию создания Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (Казань, 10-11 сентября 2019 г.). – Казань : ИЯЛИ, 2019. – С. 122-126.
- Зевахина Т. С. Метафорика ситуационного образа : когнитивный анализ устойчивых сравнений // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : Труды международной конференции «Диалог» (Протвино, 11-16 июня 2003 г.). – Москва : Наука, 2003. – С. 1-4.
- Горобец А. Ф. Сравнение : динамика и образные потенции // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 2 (27). – С. 119-120.
- Голубева Е. В. Устойчивые сравнения как способ когниции // Филологические науки. Теория и практика. – 2016. – № 12 (66) : в 4 ч. Ч. 2. – C. 88-91.
- Пюрбеев Г. Ц., Голубева Е. В. Опыт создания ассоциативного словаря сравнений // Филологические науки. Теория и практика. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 223-226.
- Баянова А. Т. Категория сравнения и способы ее выражения в фольклорном тексте : лингвокультурологический аспект (на примере калмыцких сказок в записи Г. Й. Рамстедта) // Oriental Studies. – 2019. – № 1. – С. 123-133. – DOI : 22162/2619-0990-2019-41-1-123-133.
- Войтенко Е. П. Сравнения в хакасском и русских эпических текстах // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. – 2015. – Т. 14. – Вып. 9 : Филология. – С. 228-234.
- Тагарова Т. Б. Образ человека в сравнительных конструкциях : эмоционально-оценочный аспект // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 5. – С. 92-102.
- Герасимова Л. Н., Львова С. Д. Способы выражения сравнения в олонхо «Удаганки Уолумар и Айгыр» и «Ёлбёт Бэргэн» Н. Т. Абрамова // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2016. – № 2. – С. 52-64. – DOI : 10.25587/SVFU.2016.2.10878.
- Ефимова Л. С., Львова С. Д. Поэтика якутского олонхо : образы сравнения (на материале текста, записанного А. Ф. Миддендорфом) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2017. – № 2(6). – С. 65-74. – DOI : 10.25587/SVFU.2017.6.10664.
- Харабаева В. И. Сравнения в языке якутского эпоса олонхо // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. – 2019. – Т. 18. – № 2. – С. 47-53. – DOI : 25205/1818-7919-2019-18-2-47-53.
- Львова С. Д. Сравнения в якутском и алтайском эпосах (на материале олонхо «Могучий Эр Соготох» и кай чёрчёк «Маадай-Кара») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2019. – № 3 (15). – С. 126-139. – DOI : 10.25587/SVFU.2019.15.36605.
- Львова С. Д., Герасимова Л. Н. Объекты и образы сравнения в якутском и хакасском эпосах (на примере текстов олонхо «Кыыс Дэбилийэ» и алыптых нымах «Ай-Хуучин») // Эпическое наследие народов мира : традиции и этническая специфика : сборник тезисов Международной научной конференции (Якутск, 6-8 июля 2017 г.) / Отв. ред. В. Н. Иванов. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2017. – С. 72-74.
- Крылова М. Н. Семантика современного русского сравнения : Лингвокультурологический анализ. – Саратов : Вузовское образование, 2014. – 189 с.
- Уваровский А. Я. Ахтыылар. – Якутск : Бичик, 2003. – 208 с. (На якутском яз.).
- Николаева Т. Н. Олоҥхо > Олонхо > Märchen // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2017. – № 3 (26). – С. 95-100.
- Каксин А. Д. Компоненты семантики глаголов восприятия (на материале хантыйского языка) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 9. – Т. 1. – C. 89-94.
- Иванова И. Б., Ноева (Карманова) С. Е. Национальная культурная специфика понятий «центр» и «периферия» в якутском языке // Вестник НГУ. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – Т. 17. – № 3. – С. 120-129.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. 2-е изд. Т. 1. – Ленинград : Изд-во АН СССР, 1959. – 1280 с.
- Толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 1 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2004. – 679 с.
- Большой толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 7 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2010. – 518 с.
- Большой толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 10 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2004. – 574 с.
- Толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 2 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2005. – 910 с.
- Большой толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 12 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2015. – 597 с.
- Большой толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 8 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2004. – 572 с.
- Толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 3 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2006. – 844 с.
- Большой толковый словарь якутского языка : в 15 т. Т. 9 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2004. – 629 с.
- Габышева Л. Л. Традиционная картина природы в олонхо : глубинный смысл // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия Эпосоведение. – 2019. – № 3 (15). – С. 78-87. – DOI : 10.25587/SVFU.2019.15.36601.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная