ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЭПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале якутского и алтайского эпических текстов)
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-86-95Ключевые слова:
якутский героический эпос; алтайский героический эпос; ценности; лингвокультурные ценности; ориентиры поведения; аксиология; лингвокультура; олонхо; оценка ценностей; ценностные установкиАннотация
Данная статья посвящена выявлению базовых ценностных установок, составляющих ядро этнической культуры, на материале эпических текстов «Могучий Эр Соготох» («Модун Эр Соҕотох») и «Маадай-Кара». Актуальность исследования проблемы связана с перспективностью сравнительно-сопоставительного изучения языкового выражения ценностного осмысления действительности с привлечением широкой источниковой базы эпического наследия. В работе применяются: метод сплошной выборки, лингвокультурологический и интерпретационный анализы, сопоставительный метод. Материал для анализа извлечен методом сплошной выборки из оригинальных текстов эпических сказаний, снабженных переводом на русский язык «строка в строку». Цель работы заключается в выявлении и описании универсальных и национально-специфических установок в ценностном восприятии окружающего мира, отраженных в языковых единицах эпических сказаний. В ходе проведенного исследования выявлено, что в обоих текстах закреплены такие базовые ценности, как семья, внимание к людям, безопасность, уважение к родителям, привязанность к малой родине, справедливость, здоровье и т. д., которые проявляют свою относительную стабильность во временном и пространственном измерении. Имеющиеся в каждой общности витальные, культурные, морально-нравственные, духовные, терминальные и др. ценности существуют в совокупности в одном контексте. Выявлено также, что жизнеутверждающий императив транслируется с позиции персонажей, например, отца и матери главных героев или от имени хозяйки Алтая, имеющих значительный опыт прагматического общения с окружающим миром и природой мировоззренческих установок обитателей пространства их бытования. Таким образом, формируется общая картина ценностей для передачи неопытным, молодым, либо тем, кто ищет ценностные опоры, чтобы познать самого себя и окружающих, находится в поисках ответов на многогранные вопросы человеческого бытия и т. д. Перспектива дальнейшей работы видится в более детальной и углубленной разработке доминирующих ценностей, детерминирующих нормы поведения в различных дискурсивных практиках родственных языков.
Литература
1. Карасик, В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире : материалы VII Международной научно-практической конференции. – Калининград : Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. – С. 22–25.
2. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. – Москва : Флинта, Наука, 2010. – 224 с.
3. Шевякина, С. В. Языковые средства трансформации ценностно-ориентационного лингвокультурного пространства (на материале интернет-дискурса психологии ЗОЖ) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Ставрополь, 2023. – 30 с.
4. Карасик, В. И. Лингвокультурные ценности в дискурсе // Иностранные языки в высшей школе. – 2015. – № 1 (32). – С. 25–35.
5. Карасик, В. И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей // Язык и культура. – 2019. – № 47. – С. 59–75. – DOI : 10.17223/19996195/47/4.
6. Федосеева, Л. Н. Ценности и оценки в системе аксиологии русской лингвокультуры (на примере пространственного фрагмента картины мира) // Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7. – № 3А. – С. 134–141.
7. Бровикова, Л. Н. Аксиогенная ситуация в англоязычной и русскоязычной поэзии для детей // Электронный научно-образовательный журнал «Грани познания». – 2018. – № 6 (59). – С. 8–12.
8. Карасик, В. И. Аксиогенные ситуации в притчах // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 2 (7). – С. 87–95.
9. Карасик, В. И. Аксиогенная ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. – 2014. – № 1 (47). – С. 65–75.
10. Таскаева, А. В., Питина, С. А. Подвиг как ценностнопорождающая ситуация // Героическая лингвистика: монография. – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2020. – С. 107–115.
11. Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох» / сказитель В. О. Каратаев ; перевод : П. Е. Ефремова, С. П. Ойунской, Н. В. Емельянова. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока ; т. 10). (На якутском и рус. яз.)
12. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / сказитель А. Г. Калкин; запись текста, перевод и приложения С. С. Суразакова. – Москва : Наука, 1973. – 474 с. – (Эпос народов СССР). (На алтайском и рус. яз.)
13. Корякина, А. Ф., Герасимова, Л. Н. Семейные ценности якутского народа в эпосе олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Том 13. – Выпуск 11. – С. 91–96.
14. Нелунов, А. Г. Якутско-русский фразеологический словарь. Т. I. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. – 287 с.
15. Суразаков, С. С. Алтайский героический эпос и сказание «Маадай-Кара» // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 3. – С. 106–121.
16. Дмитриенко, А. Н. Богатырь и его конь в алтайском и бурятском эпосе: стереотипы поведения и ценности народов // Сибирский филологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 83–89.
17. Гребенникова, Н. С. Эпос как генератор смыслов в современной алтайской культуре // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) : материалы международной научно-практической конференции / ответственный редактор Ф. И. Куликов. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014. – С. 85–91.
18. Тозыякова, Е. А., Гребенникова, Н. С. Человек в алтайской эпической картине мира в контексте проблемы национальной идентичности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Том 14, Выпуск 10. – С. 2952–2957.
19. Обрядность в традиционной культуре алтайцев. Коллективная монография / редколлегия : Н. В. Екеев (ответственный редактор), Е. Н. Кузьмина (научный редактор), А. А. Конунов, Н. О. Тадышева. – Горно-Алтайск : НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2019. – 704 с.
20. Садалова, Т. М. О мифологическом пространстве «Алтай» в эпосе «Гэсэр» // Эпос «Гэсэр» – духовное наследие народов Центральной Азии: сборник научных статей. – Улан-Удэ : Издательство БНЦ СО РАН, 2020. – С. 72–74.
21. Конунов, А. А. Отражение культа гор в алтайских героических сказаниях // Народы и религии Евразии. – 2010. – Том 10. – С. 335–341.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная