ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЭПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале якутского и алтайского эпических текстов)

Авторы

  • Татьяна Николаевна НИКОЛАЕВА Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова https://orcid.org/0000-0002-7346-9737

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-86-95

Ключевые слова:

якутский героический эпос; алтайский героический эпос; ценности; лингвокультурные ценности; ориентиры поведения; аксиология; лингвокультура; олонхо; оценка ценностей; ценностные установки

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению базовых ценностных установок, составляющих ядро этнической культуры, на материале эпических текстов «Могучий Эр Соготох» («Модун Эр Соҕотох») и «Маадай-Кара». Актуальность исследования проблемы связана с перспективностью сравнительно-сопоставительного изучения языкового выражения ценностного осмысления действительности с привлечением широкой источниковой базы эпического наследия. В работе применяются: метод сплошной выборки, лингвокультурологический и интерпретационный анализы, сопоставительный метод. Материал для анализа извлечен методом сплошной выборки из оригинальных текстов эпических сказаний, снабженных переводом на русский язык «строка в строку». Цель работы заключается в выявлении и описании универсальных и национально-специфических установок в ценностном восприятии окружающего мира, отраженных в языковых единицах эпических сказаний. В ходе проведенного исследования выявлено, что в обоих текстах закреплены такие базовые ценности, как семья, внимание к людям, безопасность, уважение к родителям, привязанность к малой родине, справедливость, здоровье и т. д., которые проявляют свою относительную стабильность во временном и пространственном измерении. Имеющиеся в каждой общности витальные, культурные, морально-нравственные, духовные, терминальные и др. ценности существуют в совокупности в одном контексте. Выявлено также, что жизнеутверждающий императив транслируется с позиции персонажей, например, отца и матери главных героев или от имени хозяйки Алтая, имеющих значительный опыт прагматического общения с окружающим миром и природой мировоззренческих установок обитателей пространства их бытования. Таким образом, формируется общая картина ценностей для передачи неопытным, молодым, либо тем, кто ищет ценностные опоры, чтобы познать самого себя и окружающих, находится в поисках ответов на многогранные вопросы человеческого бытия и т. д. Перспектива дальнейшей работы видится в более детальной и углубленной разработке доминирующих ценностей, детерминирующих нормы поведения в различных дискурсивных практиках родственных языков.

 

Литература

1. Карасик, В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире : материалы VII Международной научно-практической конференции. – Калининград : Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. – С. 22–25.

2. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. – Москва : Флинта, Наука, 2010. – 224 с.

3. Шевякина, С. В. Языковые средства трансформации ценностно-ориентационного лингвокультурного пространства (на материале интернет-дискурса психологии ЗОЖ) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Ставрополь, 2023. – 30 с.

4. Карасик, В. И. Лингвокультурные ценности в дискурсе // Иностранные языки в высшей школе. – 2015. – № 1 (32). – С. 25–35.

5. Карасик, В. И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей // Язык и культура. – 2019. – № 47. – С. 59–75. – DOI : 10.17223/19996195/47/4.

6. Федосеева, Л. Н. Ценности и оценки в системе аксиологии русской лингвокультуры (на примере пространственного фрагмента картины мира) // Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7. – № 3А. – С. 134–141.

7. Бровикова, Л. Н. Аксиогенная ситуация в англоязычной и русскоязычной поэзии для детей // Электронный научно-образовательный журнал «Грани познания». – 2018. – № 6 (59). – С. 8–12.

8. Карасик, В. И. Аксиогенные ситуации в притчах // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 2 (7). – С. 87–95.

9. Карасик, В. И. Аксиогенная ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. – 2014. – № 1 (47). – С. 65–75.

10. Таскаева, А. В., Питина, С. А. Подвиг как ценностнопорождающая ситуация // Героическая лингвистика: монография. – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2020. – С. 107–115.

11. Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох» / сказитель В. О. Каратаев ; перевод : П. Е. Ефремова, С. П. Ойунской, Н. В. Емельянова. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока ; т. 10). (На якутском и рус. яз.)

12. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / сказитель А. Г. Калкин; запись текста, перевод и приложения С. С. Суразакова. – Москва : Наука, 1973. – 474 с. – (Эпос народов СССР). (На алтайском и рус. яз.)

13. Корякина, А. Ф., Герасимова, Л. Н. Семейные ценности якутского народа в эпосе олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Том 13. – Выпуск 11. – С. 91–96.

14. Нелунов, А. Г. Якутско-русский фразеологический словарь. Т. I. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. – 287 с.

15. Суразаков, С. С. Алтайский героический эпос и сказание «Маадай-Кара» // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 3. – С. 106–121.

16. Дмитриенко, А. Н. Богатырь и его конь в алтайском и бурятском эпосе: стереотипы поведения и ценности народов // Сибирский филологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 83–89.

17. Гребенникова, Н. С. Эпос как генератор смыслов в современной алтайской культуре // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) : материалы международной научно-практической конференции / ответственный редактор Ф. И. Куликов. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014. – С. 85–91.

18. Тозыякова, Е. А., Гребенникова, Н. С. Человек в алтайской эпической картине мира в контексте проблемы национальной идентичности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Том 14, Выпуск 10. – С. 2952–2957.

19. Обрядность в традиционной культуре алтайцев. Коллективная монография / редколлегия : Н. В. Екеев (ответственный редактор), Е. Н. Кузьмина (научный редактор), А. А. Конунов, Н. О. Тадышева. – Горно-Алтайск : НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2019. – 704 с.

20. Садалова, Т. М. О мифологическом пространстве «Алтай» в эпосе «Гэсэр» // Эпос «Гэсэр» – духовное наследие народов Центральной Азии: сборник научных статей. – Улан-Удэ : Издательство БНЦ СО РАН, 2020. – С. 72–74.

21. Конунов, А. А. Отражение культа гор в алтайских героических сказаниях // Народы и религии Евразии. – 2010. – Том 10. – С. 335–341.

Биография автора

Татьяна Николаевна НИКОЛАЕВА , Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

кандидат филологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

03-07-2024

Как цитировать

НИКОЛАЕВА , Т. Н. (2024). ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЭПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале якутского и алтайского эпических текстов). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 86–95. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-86-95

Выпуск

Раздел

Статьи