ГЕРОЙ И ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В КОНЦЕПТОСФЕРЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА (И. М. Гоголев – Кындыл «Манчаары»)

Авторы

  • Анастасия Никитична МЫРЕЕВА, anastmyreeva@yandex.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.17.58371

Ключевые слова:

концептосфера, роман, национальный мир, авторская позиция, историко-биографический, философский, фольклорно-мифологический, традиция, олонхо, И. М. Гоголев

Аннотация

Выявление роли фольклорно-мифологического начала в своеобразии национальной картины мира в литературном произведении находит выражение в системе художественных концептов, образующих концептосферу, в которой воплощается культурно-исторический, духовно-нравственный опыт нации. Актуальность избранной темы определяется малой изученностью данной проблемы в якутском литературоведении, в частности, в жанрологии. В этом плане особый интерес представляет выявление роли фольклорно-мифологического начала и олонхо в концептосфере национального мира в самом крупном эпическом жанре – в романе, который получил высокое развитие в якутской литературе второй половины ХХ в. В последней четверти XX в. знаменательно появление жанра собственно исторического и философского романа, что является показателем высокого уровня развития литературы. В 1990-е гг., в переломный момент, эволюции умопредставлений, утраты прежних ориентиров и неясности новых, роман как форму миропознания характеризует освобождение от социальных и культурных догм и канонов, что отразилось и в жанровой динамике. Лучшие романы якутских авторов отличает широкий историко-культурный, этногенетический аспект осмысления истории народа. Возросшая роль личностного начала определила актуализацию новых форм романного мышления, обогащение реалистического в основе письма новым обращением к народно-поэтическим, фольклорным истокам, мифу, олонхо, что позволило углубить философский план повествования, усилить гуманистический пафос. Одно из вершинных проявлений развития жанра романа характерно для творчества народного писателя Якутии И. М. Гоголева – Кындыла. Творческое наследие писателя многогранно, отмечено достижениями во всех основных жанрах литературы: в поэзии, в прозе и в драме. Значимым событием в литературе стали его романы «Черный стерх», «Богиня милосердия», «Третий глаз». В ряду произведений писателя выделяется историко-биографический роман «Манчаары» (2001). Цели и задачи работы определены выявлением роли фольклорно-мифологического начала и олонхо в концептосфере национального мира в романе «Манчаары». Использованы историко-культурный, типологический, концептуальный методы исследования.

 

Литература

  1. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 1992. – Т. 52, № 1. – С. 3-9.
  2. Александрович Н. В. Концептосфера художественного произведения и средства ее объективации в переводе (на материале романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и его переводов на русском языке). – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 184 с.
  3. Слепцов П. А. Концептосфера родного языка – концептосфера национальной культуры (к постановке проблемы) // Язык как основной элемент культуры : генезис, традиции и современные проблемы : материалы Республиканской научно-практической конференции (г. Якутск, 26 ноября 2004 г.) / отв. ред. Б. Н. Попов. – Якутск : Изд-во ЯГУ, 2006. – С. 13-18.
  4. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Освобождение от догм. История русской литературы : состояние и пути изучения / отв. ред. Д. П. Николаев. – Москва : Наследие, 1997. – С. 33-42.
  5. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. – Москва : Советский писатель, 1988. – 448 с.
  6. Манн Ю. В. Жанр больших возможностей // Вопросы литературы. – 1959, № 9. – С. 41-59.
  7. Бахтин М. М. Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. – Санкт-Петербург : Азбука, 2000. – 332 с.
  8. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. – Москва : Наука, 1980. – 362 с.
  9. Мординов А. Е. Зарождение якутской философской мысли // Избранные произведения : в 2 т. Т. 2. – Якутск : Бичик, 2010. – С. 125-180.
  10. Уткин К. Д. Сборник трудов : в 16 кн. Кн. 4 : Древнеякутские корни : типологические параллели. – Якутск : Бичик, 2006. – 173 с.
  11. Пухов И. В. Олонхо – древний эпос якутов // Нюргун Боотур Стремительный / П. А. Ойунский. – Якутск : Кн. изд-во, 1975. – С. 411-422.
  12. Пухов И. В. От фольклора к литературе. – Якутск : Кн. изд-во, 1980. – 92 с.
  13. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная история языка. – Москва : Издат. дом ЯСК, 2018. – 478 с.
  14. Гоголев И. М. Манчаары / пер. с якут. А. Ленской и М. Ушницкой. – Якутск : Якутия, 2005. – 344 с.
  15. Гоголев И. М. Манчаары. – Якутск : Бичик, 2001. – 352 с. (На якутском яз.).

Загрузки

Опубликован

30-03-2020

Как цитировать

МЫРЕЕВА, А. Н. . (2020). ГЕРОЙ И ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В КОНЦЕПТОСФЕРЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА (И. М. Гоголев – Кындыл «Манчаары»). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 112–121. https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.17.58371

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)