ОЛОНХО И ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН «ТЫГЫН ДАРХАН» В.С. ЯКОВЛЕВА-ДАЛАНА

Авторы

  • МЫРЕЕВА Анастасия Никитична, anastmyreeva@yandex.ru д. филол. н., с. н. с. отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/q3928-2698-2068-t

Ключевые слова:

олонхо; легенда; духовно-нравственный опыт; исторический роман; герой; стиль; ритм; природа; ысыах; традиция; концептосфера.

Аннотация

Духовно-нравственные, философские основы олонхо получили освещение в трудах ведущих исследователей олонхо: философов, основоположников якутской литературы. Как основное содержание олонхо выявлены гуманизм, патриотизм, преклонение перед героизмом. Подчеркнуто, что в олонхо отразились глубинные истоки мировоззрения, космогонические представления, культ природы, мифологизм, в основе – идея «счастья и благополучия всего племени» (И. Пухов). Народнопоэтические традиции олонхо сыграли определяющую роль в развитии жанров якутской литературы, в т. ч. жанра исторического романа. Динамика жанровой эволюции якутской прозы во второй половине XX века определяет актуальность исследования жанра исторического романа в аспекте традиций и новаторства. Литературный процесс рассматриваемого периода знаменателен новым интересом к народнопоэтическому наследию, олонхо и преданиям. Возросший уровень национального самосознания в новых социально-исторических обстоятельствах обусловил активное обращение к богатству этнокультурной памяти народа. В статье поставлена цель выявления роли олонхо в духовно-нравственном формировании личности в жанре исторического романа. Методологические подходы: историко-литературный, типологический, концептуальный. В творчестве якутских писателей разных поколений выражены духовно-нравственные истоки, основанные на развитии народнопоэтических традиций: глубокий патриотизм, традиционные верования, богатство образного языка. Народнопоэтические традиции претерпели сложную эволюцию на протяжении истории якутской литературы. Традиции эпического повествования и мифологическая поэтика претворяются в литературном произведении многопланово: в сюжетно-мотивной системе, в композиционном строении, в своеобразии ритма и стиля, в принципах характерологии, в авторской позиции, в нравственно-философской концепции в целом. Все эти особенности своеобразно проявились в поэтике ведущих жанров, о чем свидетельствует и эволюция жанра романа. Новый характер историзма в жанре романа отчетливо проявился в якутской литературе последнего десятилетия XX века. Качественное обновление эпических традиций отличает произведения В. Яковлева-Далана, Н. Петрова, И. Гоголева, П. Харитонова-Ойуку, Н. Лугинова, Е. Неймохова и др., освещающих разные периоды истории народа. Как свидетельствует опыт многих литератур, становление жанра исторического романа на новом этапе свидетельствует о высоком уровне развития литературы. Эпическая масштабность и энциклопедическая широта воссоздания народной жизни присуща первому историческому роману якутской прозы – «Тыгын Дархан» В. Яковлева-Далана. Все эпическое «здание» романа пронизано заботой о духовно-нравственном здоровье молодого поколения. Творческая опора на традиции преданий и олонхо пронизывает всю сложную структуру произведения: в образно-мотивной системе, в сюжетно-композиционной организации, в своеобразии ритма и стиля, в определяющей роли авторской позиции. Эпический ритм повествования органичен жизнеописанием легендарного предводителя народа Тыгына Дархана. Естественный ритм жизни природы определяет логику художественного повествования, многопланово показана культура взаимоотношении северного народа с природным миром. Этносферу национального мира выражают концепты: олонхо, алаас, ураса, ысыах, осуохай, алгыс. Воссоздавая эпоху легендарного героя, в романе утверждается один из центральных культов народной веры – культ преемственной связи поколений, памяти истории народа. Нравственно-философская концепция романа, основанная на традициях героического эпоса, имеет большое значение в духовно-нравственном формировании личности.

Литература

  1. Мыреева А. Н. Историко-биографический роман в якутской литературе второй половины ХХ – начала XXI века / А. Н. Мыреева. – Якутск : Бичик, 2020. – 136 с.
  2. Мординов А. Е. Зарождение якутской философской мысли / А. Е. Мординов // Избранные произведения в 2-х т. – Т. 2. – Якутск : Бичик, 2010. – 176 с.
  3. Уткин К. Д. Древне-якутские корни. Типологические параллели / К. Д. Уткин // Сборник трудов. Кн. 4. – Якутск : Бичик, 2006. – 176 с.
  4. Пухов И. В. От фольклора к литературе / И. В. Пухов // Ньургун Боотур Стремительный. – Якутск : Книжное издательство, 1975. – 432 с.
  5. Пухов И. В. От фольклора к литературе / И. В. Пухов. – Якутск : Книжное издательство, 1986. – 128 с.
  6. Жандеева Е. А. Авторская стратегия изображения исторической личности в мордовской прозе (на примере повести Брыжинского «Ради братьев своих» / Е. А. Жандеева, Л. П. Водянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6 (60). – С. 27-28.
  7. Кулаковский А. Е. Материалы по изучению верований якутов / А. Е. Кулаковский // Научные труды. – Якутск : Книжное издательство, 1979. – 494 c.
  8. Ойунский П. А. Якутская сказка олонхо / П. А. Ойунский // Сочинения в 7 т. – Якутск : Книжное издательство, 1962. – 223 с.
  9. Яковлев-Далан, В. С. Тыгын Дархан. Роман / В. С. Яковлев-Далан. – Якутск : Бичик, 1994. – 429 с.
  10. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев // 2-е изд. – Ленинград : Издательство ЛГУ, 1989. – 495 с.
  11. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная история языка / Н. Н. Болдырев. – Москва : Издательский дом ЯСК, 2018. – 479 с.
  12. Слепцов П. А. Концептофсера родного языка / П. А. Слепцов // Язык как основной элемент культуры : генезис, традиции и современные проблемы ; сборник научных статей. – Якутск : Издательство ЯГУ, 2000. – С. 13-18.
  13. Дойду Айсен. Исповедь Арыллыы : стихи, рассказ, статьи, драма, киносценарий /А. Дойду. – Якутск : Бичик, 2016. – 144 с.
  14. Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха / В. В. Илларионов. – Новосибирск : Наука, 2016. – 344 с.
  15. Борисов А. А. Тыгын : человек, легенда, символ / А. А. Борисов // Илин, 1998. – № 2‑3. – С. 40‑49.
  16. Яковлев-Далан В. С. Сочинения т. 8. Тыгын Дархан : Исторический роман / В. С. Яковлев-Далан. – Якутск : Айар, 2021. – 608 с.
  17. Тюпа В. И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа. – Москва : Академия, 2009. – 336 с.
  18. Кулаковский Р. А. Аҕам олоҕо / Р. А. Кулаковский. – Якутск : Книжное издательство, 1990. – 288 с. (на якут. яз.).
  19. Гоголев И. М. Манчаары / И. М. Гоголев. – Якутск : Бичик, 2001. – 352 с.
  20. Харсиев Б.М.-Г. Проблема человека в современном глобальном пространстве / Б. М.-Г. Харсиев // Человек в современном мире : Пандемия и новый технологический уклад : сборник научных трудов. Рагуза : Энциклопедист-Максимум, 2022. – С. 328-336.
  21. Сивцев-Суорун Омоллоон Д. К. Полное собрание сочинений в 14 т. – Т. 8. / Д. К. Суорун-Омоллоон // Эпос олонхо и эпическая история саха. – Якутск : Якутия, 2007. – С. 224.

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Как цитировать

МЫРЕЕВА , А. Н. (2022). ОЛОНХО И ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН «ТЫГЫН ДАРХАН» В.С. ЯКОВЛЕВА-ДАЛАНА. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 59–67. https://doi.org/10.25587/q3928-2698-2068-t

Выпуск

Раздел

Статьи