ОЛОНХО И ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН «ТЫГЫН ДАРХАН» В.С. ЯКОВЛЕВА-ДАЛАНА
DOI:
https://doi.org/10.25587/q3928-2698-2068-tКлючевые слова:
олонхо; легенда; духовно-нравственный опыт; исторический роман; герой; стиль; ритм; природа; ысыах; традиция; концептосфера.Аннотация
Духовно-нравственные, философские основы олонхо получили освещение в трудах ведущих исследователей олонхо: философов, основоположников якутской литературы. Как основное содержание олонхо выявлены гуманизм, патриотизм, преклонение перед героизмом. Подчеркнуто, что в олонхо отразились глубинные истоки мировоззрения, космогонические представления, культ природы, мифологизм, в основе – идея «счастья и благополучия всего племени» (И. Пухов). Народнопоэтические традиции олонхо сыграли определяющую роль в развитии жанров якутской литературы, в т. ч. жанра исторического романа. Динамика жанровой эволюции якутской прозы во второй половине XX века определяет актуальность исследования жанра исторического романа в аспекте традиций и новаторства. Литературный процесс рассматриваемого периода знаменателен новым интересом к народнопоэтическому наследию, олонхо и преданиям. Возросший уровень национального самосознания в новых социально-исторических обстоятельствах обусловил активное обращение к богатству этнокультурной памяти народа. В статье поставлена цель выявления роли олонхо в духовно-нравственном формировании личности в жанре исторического романа. Методологические подходы: историко-литературный, типологический, концептуальный. В творчестве якутских писателей разных поколений выражены духовно-нравственные истоки, основанные на развитии народнопоэтических традиций: глубокий патриотизм, традиционные верования, богатство образного языка. Народнопоэтические традиции претерпели сложную эволюцию на протяжении истории якутской литературы. Традиции эпического повествования и мифологическая поэтика претворяются в литературном произведении многопланово: в сюжетно-мотивной системе, в композиционном строении, в своеобразии ритма и стиля, в принципах характерологии, в авторской позиции, в нравственно-философской концепции в целом. Все эти особенности своеобразно проявились в поэтике ведущих жанров, о чем свидетельствует и эволюция жанра романа. Новый характер историзма в жанре романа отчетливо проявился в якутской литературе последнего десятилетия XX века. Качественное обновление эпических традиций отличает произведения В. Яковлева-Далана, Н. Петрова, И. Гоголева, П. Харитонова-Ойуку, Н. Лугинова, Е. Неймохова и др., освещающих разные периоды истории народа. Как свидетельствует опыт многих литератур, становление жанра исторического романа на новом этапе свидетельствует о высоком уровне развития литературы. Эпическая масштабность и энциклопедическая широта воссоздания народной жизни присуща первому историческому роману якутской прозы – «Тыгын Дархан» В. Яковлева-Далана. Все эпическое «здание» романа пронизано заботой о духовно-нравственном здоровье молодого поколения. Творческая опора на традиции преданий и олонхо пронизывает всю сложную структуру произведения: в образно-мотивной системе, в сюжетно-композиционной организации, в своеобразии ритма и стиля, в определяющей роли авторской позиции. Эпический ритм повествования органичен жизнеописанием легендарного предводителя народа Тыгына Дархана. Естественный ритм жизни природы определяет логику художественного повествования, многопланово показана культура взаимоотношении северного народа с природным миром. Этносферу национального мира выражают концепты: олонхо, алаас, ураса, ысыах, осуохай, алгыс. Воссоздавая эпоху легендарного героя, в романе утверждается один из центральных культов народной веры – культ преемственной связи поколений, памяти истории народа. Нравственно-философская концепция романа, основанная на традициях героического эпоса, имеет большое значение в духовно-нравственном формировании личности.
Литература
- Мыреева А. Н. Историко-биографический роман в якутской литературе второй половины ХХ – начала XXI века / А. Н. Мыреева. – Якутск : Бичик, 2020. – 136 с.
- Мординов А. Е. Зарождение якутской философской мысли / А. Е. Мординов // Избранные произведения в 2-х т. – Т. 2. – Якутск : Бичик, 2010. – 176 с.
- Уткин К. Д. Древне-якутские корни. Типологические параллели / К. Д. Уткин // Сборник трудов. Кн. 4. – Якутск : Бичик, 2006. – 176 с.
- Пухов И. В. От фольклора к литературе / И. В. Пухов // Ньургун Боотур Стремительный. – Якутск : Книжное издательство, 1975. – 432 с.
- Пухов И. В. От фольклора к литературе / И. В. Пухов. – Якутск : Книжное издательство, 1986. – 128 с.
- Жандеева Е. А. Авторская стратегия изображения исторической личности в мордовской прозе (на примере повести Брыжинского «Ради братьев своих» / Е. А. Жандеева, Л. П. Водянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6 (60). – С. 27-28.
- Кулаковский А. Е. Материалы по изучению верований якутов / А. Е. Кулаковский // Научные труды. – Якутск : Книжное издательство, 1979. – 494 c.
- Ойунский П. А. Якутская сказка олонхо / П. А. Ойунский // Сочинения в 7 т. – Якутск : Книжное издательство, 1962. – 223 с.
- Яковлев-Далан, В. С. Тыгын Дархан. Роман / В. С. Яковлев-Далан. – Якутск : Бичик, 1994. – 429 с.
- Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев // 2-е изд. – Ленинград : Издательство ЛГУ, 1989. – 495 с.
- Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная история языка / Н. Н. Болдырев. – Москва : Издательский дом ЯСК, 2018. – 479 с.
- Слепцов П. А. Концептофсера родного языка / П. А. Слепцов // Язык как основной элемент культуры : генезис, традиции и современные проблемы ; сборник научных статей. – Якутск : Издательство ЯГУ, 2000. – С. 13-18.
- Дойду Айсен. Исповедь Арыллыы : стихи, рассказ, статьи, драма, киносценарий /А. Дойду. – Якутск : Бичик, 2016. – 144 с.
- Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха / В. В. Илларионов. – Новосибирск : Наука, 2016. – 344 с.
- Борисов А. А. Тыгын : человек, легенда, символ / А. А. Борисов // Илин, 1998. – № 2‑3. – С. 40‑49.
- Яковлев-Далан В. С. Сочинения т. 8. Тыгын Дархан : Исторический роман / В. С. Яковлев-Далан. – Якутск : Айар, 2021. – 608 с.
- Тюпа В. И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа. – Москва : Академия, 2009. – 336 с.
- Кулаковский Р. А. Аҕам олоҕо / Р. А. Кулаковский. – Якутск : Книжное издательство, 1990. – 288 с. (на якут. яз.).
- Гоголев И. М. Манчаары / И. М. Гоголев. – Якутск : Бичик, 2001. – 352 с.
- Харсиев Б.М.-Г. Проблема человека в современном глобальном пространстве / Б. М.-Г. Харсиев // Человек в современном мире : Пандемия и новый технологический уклад : сборник научных трудов. Рагуза : Энциклопедист-Максимум, 2022. – С. 328-336.
- Сивцев-Суорун Омоллоон Д. К. Полное собрание сочинений в 14 т. – Т. 8. / Д. К. Суорун-Омоллоон // Эпос олонхо и эпическая история саха. – Якутск : Якутия, 2007. – С. 224.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная