СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЁН В ОЛОНХО

Авторы

  • Вера Софроновна ДАНИЛОВА Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.
  • Николай Николаевич КОЖЕВНИКОВ, nikkozh@gmail.com Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.12.22332

Ключевые слова:

эпос, сущность, онтология, бытие, космос, эйдос, человек, смысл, знак, анализ, герой.

Аннотация

Рассматриваются концепции «философии имени», разработанные, прежде всего, в русской философии в начале XX столетия. Основной проблемой здесь являлось, принадлежит ли имя бытию и как оно связано с духовной сущностью человека. А. Ф. Лосев отождествлял имя и его сущность, а С. Н. Булгаков считал, что имя является связью между космосом и словом, однако осуществляться она может только через человека. В качестве методологии исследования использовано ядро подхода А. Ф. Лосева.

Из шестидесяти семи уровней исследования имени в мифе, фольклоре и эпосе у А. Ф. Лосева выделено семь главных. «Фонема» – имя прежде всего звук. «Семема» – сфера слова, обладающая характером значения. «Этимологический» – момент «корня» слова. «Синтагма слова», подчеркивающая, что слово в тексте всегда связано с другими словами. «Пойема слова» характеризует варьируемость смысла слов «в зависимости от способа расположения их в предложении, от стихотворного размера (и его видов), рифмы и прочих внешних приёмов, употребляемых с целями выразительности». «Меон» – «иное» полагания, «иное» смысла, необходимый иррациональный момент в самой рациональности сущего. «Энергема» имени – сущность «так-то и так-то определённой или сущности в модусе определённого осмысления, в модусе явленной, выраженной сущности».

В статье в качестве источникового материала использован текст олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского, воссозданного на основе народных сказаний. Исследования философии имени в олонхо позволяют утверждать, что имя имеет глубокий онтологический смысл, тесно связано с сущностью героя, персонажа и их бытием. Полное имя богатыря или его коня содержат достаточно целостные их сущностные характеристики. Приведены яркие примеры, связывающие в единую систему имена божеств Верхнего мира, прародителей Среднего мира и их духов-защитников. Эти ряды и системы имён формируют устойчивые инварианты олонхо, обеспечивают его фундаментальную идентификацию.

В целом совокупность имён олонхо обеспечивает представление о бытии определённой эпохи, его социальных и гуманитарных характеристиках.

Литература

  1. Русская философия. Словарь. – М.: Республика, 1995. – 655 с.
  2. Лосев А. Ф. Философия имени. – М.: Академический проект, 2009. – 300 с.
  3. Булгаков С. Н. Философия имени. – СПб.: Наука, 1998. – 446 с.
  4. Лосев А. Ф. Миф-Число-Сущность. – М.: Мысль, 1994. – 919 с.
  5. Флоренский П. А. Имена. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. – 330 с.
  6. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. – М.: Мысль, 1993. – 958 с.
  7. Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб, 2000. – 704 с.
  8. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо / Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский; пер. на русский язык В. В. Державина. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1975. – 429 с.
  9. Данцев А. А. А. Ф. Лосев. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 112 с.
  10. Новиков В. М. – Кюннюк Урастырап. Могучий Дьагарыма. – М.: Современник, 1990. – 270 с.
  11. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  12. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 376 с.
  13. Кнабе Г. С. Семиотика культуры. – М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 2005. – 63 с.
  14. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.
  15. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 247 с.

Загрузки

Опубликован

28-12-2018

Как цитировать

ДАНИЛОВА, В. С. ., & КОЖЕВНИКОВ, Н. Н. . (2018). СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЁН В ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 42–50. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.12.22332

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)