АРХИТЕКТОНИКА КАК ОСНОВНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЯКУТСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА ОЛОНХО

Авторы

  • Николай Николаевич КОЖЕВНИКОВ, nikkozh@gmail.com Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
  • Вера Софроновна ДАНИЛОВА Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10595

Ключевые слова:

предельное равновесие, идентификация, коммуникация, ритм, мировая гармония, образ, архитектоника, стиль, эпос, универсальность.

Аннотация

Настоящая работа актуальна, поскольку посвящена разработке философских оснований героического эпоса олонхо. Две с половиной тысячи лет тому назад универсальность древнегреческого мифа послужила одной из основных причин возникновения философии. В современном мире возникла не менее острая потребность в универсализме, которая привлекает для своего обоснования науку, философию, литературу, мифологию и др. сферы человеческого духа.

Цель предлагаемого подхода – сделать процесс исследования более прозрачным, для чего следует рассмотреть произведения олонхо с точки зрения предельных фундаментальных динамических равновесий. Это возможно, поскольку олонхо само тяготеет к предельным равновесиям. Традиционно в героическом эпосе исследуются сюжеты, фабулы, стиль, образы героев, однако многие из этих понятий определены не достаточно четко, перекрывают друг друга, что усложняет научную работу с текстами.

Методология опирается на идеи М. М. Бахтина об отстраненном взгляде на процесс исследования текста и на авторскую концепцию системы координат на основе трех взаимосвязанных предельных динамических равновесий. Это соответствует современным воззрениям об архитектонике, образе и стиле.

В итоге архитектоника определяется как один из элементов фундаментальной триады «образ-архитектоника-стиль», которые связаны с предельными равновесиями идентификации, коммуникации и ритмов мировой гармонии и имеют широкое распространение среди природных и культурных объектов. Этот подход формирует различные структуры и системы архитектоник. Определяемая таким образом архитектоника способна вобрать в себя все разнообразие эпических формул, запевов, прилагательных, эпитетов, а также все возможные варианты развития сюжета, мотивов, которые предоставляет нам сам процесс, создаваемый олонхосутами. Предложенное представление об архитектонике эпоса ориентировано на эйдос. Исследование олонхо на основе логоса бесперспективно, поскольку это подход безликих схем, которые не способны передать все разнообразие и сложность процесса создания конкретного варианта олонхо и разнообразия возможных его философских интерпретаций.

Литература

  1. Эпштейн М. Н. Фабула / Краткая литературная энциклопедия. В 9-и т., Т. 7. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – Стб. 874.
  2. Сюжет / Краткая литературная энциклопедия. В 9-и т., Т. 7. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – Стб. 310.
  3. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы. В 2-х т., Т. 1. – М.: Академия, 2004. – 512 с.
  4. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 376 с.
  5. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 247 с.
  6. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – 336 с.
  7. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе.
    Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 234-407.
  8. Nikolay N. Kozhevnikov, Vera S. Danilova. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. – 2016, Vol. 5, Is. 1. – P. 18-26.
  9. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. – М.: Изд. Лосева А. Ф., 1927. – 264 с.
  10. Лосев А. Ф. Философия имени. – М.: Академический проект, 2009. – 300 с.
  11. Черных И. Б. Стиль / Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т. 7. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – Стб. 188-195.
  12. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. – М.: Наука, – 256 с.
  13. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Л.: Наука, 1976. – 242 с.
  14. Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 254 с.

Загрузки

Опубликован

29-09-2017

Как цитировать

КОЖЕВНИКОВ, Н. Н. ., & ДАНИЛОВА, В. С. . (2017). АРХИТЕКТОНИКА КАК ОСНОВНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЯКУТСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 73–80. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10595

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)