НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ЭПОСА «ДАВИД САСУНСКИЙ»

Авторы

  • Азат Комунарович ЕГИАЗАРЯН, azatyeghiazaryan@yahoo.com Русско-армянский университет, Ереван, Армения.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10586

Ключевые слова:

эпос, «Давид Сасунский», миф, мифические корни эпоса, непорочное зачатие, братья-близнецы, культ воды, средние века, время формирования эпоса, армянская историография, португальские путешественники.

Аннотация

История эпоса в настоящей статье понимается как история формирования и внутреннего развития эпоса. Возникновение эпоса – результат работы многих поколений сказителей и слушателей. Но формирование связано с конкретным временем, когда все первоначальные элементы – мифы, исторические предания, конкретные исторические события – соединяются в едином эпическом произведении. В статье кратко характеризуются эти процессы. Автор четко разделяет возникновение мифов (доисторические времена) и формирование эпоса. Это связано с пониманием мифа и эпоса как взимосвязанных, но разных жанров фольклора. Миф занимает свое место в структуре эпоса, но в эпосе он преобразуется, развивается, получает эпические черты, теряя первоначальный вид. Рассматриваются также косвенные данные, сохранившиеся в книгах средневековых авторов и некоторые исторические факты, проливающие свет на проблему времени формирования «Давида Сасунского». В эпосе отец близнецов носит имя «Багдадский халиф». Но город Багдад основан в VIII в. нашего летосчисления, а титул «халиф» связан с созданием арабского государства, которое произошло не ранее VII в. Обращено внимание на то, как мифические герои принимают эпические черты, действуют по законам нравственности, связанным с христианством и средними веками. С этой точки зрения анализируются некоторые действия Санасара – главного героя первой ветви эпоса. На основании всего этого автор приходит к выводу, что традиционная в армянской науке точка зрения, что «Давид Сасунский» сформировался в VIII-XII вв., сохраняет свою справедливость.

Литература

  1. Эпос сербского народа. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 354 с.
  2. Карпов А. Ю. Владимир Святой. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 464 с.
  3. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
  4. Azat Yeghiazaryan. Daredevils of Sasun: Poetics of an Epic. – Costa Mesa, California, 2008. – 254 p.
  5. Камилла Тревер. Водный Антей армянского эпоса / Սասունցի Դավիթ, հոբելյանական ժողովածու, նվիրված էպոսի 1000-ամյակին (Давид Сасунский. Юбилейный сборник, посвящен- ный 1000-летию эпоса). – Ереван: Армфан, 1939. – 268 с. (на арм. языке).
  6. Վ. Կյուլպենկյան, Հայ-պորտուգալական հարաբերություններ, ՀԽՍՀ ԳԱ հրատ., Երևան, 1986, ընդգծումն իմն է – Ա. Ե.: / В. Кюльпенкян. Армяно-португальские отношения. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1986. – 356 с. (на арм. языке).
  7. Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; ред. С. Аревшатян. – Ереван: Айастан, 1990. – 291 с.
  8. Թովմա Արծրունի եւ Անանուն, Պատմութիւն տանն Արծրունեաց, Երևան, 2006, քննական բնագիրը, առաջաբանը և ծանոթագրությունները Մ. Հ. Դարբինյան-Մելիքյանի, էջ 137: / Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. Критический текст, предисловие и примеча- ния М. Дарбинян-Меликян. – Ереван: Магахат, 2006. – 524 с. (на арм. языке).
  9. Մանուկ Աբեղյան, Հայ վիպական բանահյուսություն, Երկեր, հ. Ա,Երևան, 1966 / М. Абегян. Армянский эпический фольклор. Труды. Т. 1. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1966. – 571 с. (на арм. языке).
  10. հայերեն բնագիրը և ռուսերեն թարգմանությունը/, ՀՍՍՀ գիտությունների ակադեմիայի հրատ / История Анонимного Повествователя / оригинал и русский перевод. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1971. – 240 с. (на арм. и русс. языках).

Загрузки

Опубликован

29-09-2017

Как цитировать

ЕГИАЗАРЯН, А. К. . (2017). НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ЭПОСА «ДАВИД САСУНСКИЙ». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–12. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10586

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ