ЯЗЫКОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ НАРТСКОМ ЭПОСЕ

Авторы

  • Мариям Ахматовна Ахматова Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова https://orcid.org/0000-0002-0507-395X
  • Сахадин Магаметович Хуболов Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова https://orcid.org/0000-0002-1016-5023

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-5-13

Ключевые слова:

карачаево-балкарский язык; фольклорный текст; нартский эпос; религия; тенгрианство; шаманизм; христианство; система божеств; религиозная атрибутика; функция; языковая экспликация; семантика; этнокультурное значение

Аннотация

Актуальность темы исследования детерминируется релевантностью поливекторного системного изучения архаизированных религиозных воззрений карачаевцев и балкарцев, что нашло отражение в текстах нартского эпоса. В статье анализу впервые подвергаются доисламские составляющие верований карачаево-балкарского народа, к которым в первую очередь относится тенгрианство, а впоследствии и христианство. Целью статьи является рассмотрение специфики отражения религиозных воззрений карачаево-балкарского этноса в нартском эпосе посредством различных языковых средств. Для достижения цели поставлены задачи, ориентированные на определение архаических тенгрианских божеств, артефактов, связанных с шаманизмом, а также выявление и описание их функциональных особенностей. Исследование проводилось в основном с использованием описательного метода, а также с привлечением методов сравнения, компонентного и лексико-семантического анализа, различных процедур лингвистической интерпретации языковых фактов. В результате проведенного исследования приходим к выводу, что ядро сферы религиозных воззрений этноса, получивших отражение в эпосе, составляет тенгрианство, в пользу чего свидетельствует наличие в нем системы небесных божеств, основные из которых являются покровителями таких значимых стихий, как небо, земля, вода и огонь. Кроме того, выявлен целый ряд устойчивых дескрипций, содержащих в своем составе имя верховного божества Тейри, которые по сегодняшний день обслуживают сферу речевого этикета, отражают веру носителей языка в возможность получения различных благ от него при определенных условиях. В текстах эпоса Тейри антропоморфизирован, его культ вхож в круговорот жизни человека, он всемогущий и вездесущий Бог, обнаруживающийся во всем, являясь создателем космоса, живых существ и поддерживающим их жизнедеятельность. Наряду с тенгрианством формированию духовной культуры, религиозно-мифологических воззрений карачаевцев и балкарцев в некоторой степени способствовал и шаманизм, элементы которого в эпических текстах представлены наименованиями различных персонажей и орудиями их деятельности. Также в текстах эпоса отразилось время, когда формой религиозных верований у предков карачаевцев и балкарцев было сложное переплетение язычества с элементами православного христианства. В основном, это связано с фигурой Элии (он же ветхозаветный пророк Илья), выступающим покровителем нартов во всех их делах. Данное исследование имеет перспективу для последующих научно-теоретических изысканий, нацеленных на междисциплинарный анализ эпического дискурса, что позволит в полной мере представить целостную картину мира карачаево-балкарского народа на ранних этапах его формирования.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Внутреннего гранта КБГУ «Мифологическая лексика карачаево-балкарского языка» (Договор № 34), в рамках программы «Приоритет 2030».

Литература

1. Батчаев В.М. Балкария в XV–начале XIX вв. Москва: ООО «ТАС-ИЗДАТ»; 2006:240.

2. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Алматы: Издательство “КИЕ”; 2012:264.

3. Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии. В кн.: Алексеева Е.П. (ред.) Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ истории, филологии и экономики; 1982:155–170.

4. Малкондуев X.X. Отголоски тенгрианства в карачаево-балкарском фольклоре. В кн.: Дробижев Л.М. (ред.) Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980–1981 гг., посвященная 60-летию образования СССР (1982 г.). Тезисы докладов. Нальчик: КБИИФЭ; 1982:153–154.

5. Klaproth von, J. Kaukasische Sprachen. Anhang zur Reise in den Kaukasus und nach Georgien von Julius von Klaproth. Halle, Berlin; 1814:288. (На немецком яз.)

6. Ортабаева Р.А.-К., Хаджиева Т.М., Холаев А.З. (ред.) Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Москва: Восточная литература; 1994:655. (На карачаево-балкарском и русс. яз.)

7. Гузеев Ж.М., Жаппуев А.А. (ред.) Толковый словарь карачаево-балкарского языка. Т. 2. З–Р. Нальчик: Эль-Фа; 2002:1168.

8. Гузеев Ж.М., Ахматов И.Х., Жаппуев А.А. (ред.) Толковый словарь карачаево-балкарского языка. Т. 1. А–Ж. Нальчик: Эль-Фа, 1996:1016.

9. Булекбаев С.Б., Булекбаева Р.У. Тенгрианство – религия и философия древних тюрков. В кн.: Федорова Л.В. (ред.) Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции (21–22 июня 2019 г., Бишкек, Кыргызстан). Бишкек: Алтын тамга; 2019:82–87.

10. Сеидов М. Кам-шаман и общий обзор на его источники. Баку: Гянджлик; 1994:232.

11. Безертинов Р.Н. Тенгрианство – религия тюрков и монголов: научно-популярное издание, 2-е изд., доп. Казань: Слово; 2004:448.

12. Урусбиева Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад; 2003:208.

13. Хаджиева Т.М. Тенгрианство в карачаево-балкарской «Нартиаде». Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017;5(33):231–236.

14. Гузеев Ж.М., Жаппуев А.А. (ред.) Толковый словарь карачаево-балкарского языка. Т. 3. С–Я. Нальчик: Эль-Фа; 2005:1157.

15. Джуртубаев М.Ч. Происхождение нартского эпоса. Нальчик: ООО «Тетраграф»; 2013:805.

16. Бадмацыренова Д.Б., Будаин А.А. Элементы шаманизма в бурятском эпосе о Гэсэре. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017;1–1(67):65–68.

17. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев: Краткий очерк. Нальчик: Эльбрус; 1991:256.

18. Хаджиева Т.М. (ред.) Народное поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев: (Нартский эпос. Мифологическая и обрядовая поэзия). Нальчик: Эльбрус; 1988:304. (На карачаево-балкарском яз.)

Биографии авторов

Мариям Ахматовна Ахматова , Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры карачаево-балкарской филологии

Сахадин Магаметович Хуболов , Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

кандидат филологических наук, доцент кафедры карачаево-балкарской филологии

Загрузки

Опубликован

02-04-2025

Как цитировать

Ахматова , М. А., & Хуболов , С. М. (2025). ЯЗЫКОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ НАРТСКОМ ЭПОСЕ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–13. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-5-13

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)