ЭПОС О КЕСАРЕ ЛИНГСКОМ КАК ИСТОЧНИК В ИССЛЕДОВАНИИ РЕЛИГИЙ ТЕНГРИ И БОН
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.4.10853Ключевые слова:
Тибет, Центральная Азия, Каракорум, Уддияна, Кесара, Гэсэр, Нюргун, Манас, Кезер, олонхо, древние индоевропейцы, пратюрки, прамонголы, якуты, скифо-сибирская и древнетюркская эпохи, мифология якутов, тенгри, бон.Аннотация
В статье дается краткий обзор работ участников комплексных международных экспедиций в Тибет 2000-2004 гг. со сравнительным обзором эпосов и небесных религий тюрков, монголов и тибетцев. Даются гипотезы и выводы участников экспедиций, в основном использующих материалы Ю. Н. Рериха.
Автором на материале статьи Ю. Н. Рериха «The Epic of King Kesar of Ling» (Эпос о Царе Кесаре Лингском), опубликованного в 1942 г. в периодическом издании Индии в журнале Бенгальского Королевского Азиатского общества (The Journal of the Royal Asiatic Society, JRAS), которая затем вошла в том избранных трудов ученого, посмертно изданного Институтом народов Азии АН СССР в 1967 г. в Москве, рассматривается положение о связи эпоса о Кесаре с добуддийской небесной религией тибетцев бон. В сравнении с ними комплекса выводов приводимых авторов в еще ностратическом прошлом местом возникновения и центром распространения изначальных концептов культа Тенгри и небесной религии Бон указываются области Гималайского Каракорума.
Литература
- Рерих Ю. Н. Избранные труды. – М.: Наука, 1967. – 574 с. (на англ. яз.)
- Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 239 с.
- Рерих Ю. Н. Сказание о царе Кесаре Лингском / Перевод В. С. Дылыковой-Парфионович. URL: http://www.icr.su/upload/49_Nasledie_.pdf (дата обращения: 21.06.2016).
- Молдобаев И. Б. К вопросу о сравнительном изучении эпосов «Гесэр» и «Манас» в свете трудов Ю. Н. Рериха. URL: http://tengrifund.ru/k-voprosu-o-sravnitelnom-izuchenii-eposov-geser-i-manas-v-svetetrudov-yu-n-rerixa.html (дата обращения: 21.06.2016).
- Орус-оол С. М. По дорогам Тибета / В поисках прародины. – М.: Стерх, 2003. – 240 с.
- Мухоплева С. Д. К вопросу сравнительного изучения эпоса и религии народа саха. URL: http:// tengrifund.ru/k-voprosu-sravnitelnogo-izucheniya-eposa-i-religii-naroda-saxa.html (дата обращения: 21.06.2016).
- Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири: общность, сходства, различия // Типология народного эпоса. – М.: Наука, 1975. – С. 12-63.
- Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
- Рерих Ю. Н. Сказание о царе Кесаре Лингском // Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, перево- ды. – Самара: ИД «Агни», 1999. – 371 c.
- Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 372 с.
- Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – 317 с.
- Гоголев А.И. Индоевропейские связи в формировании древнетюркской культуры (на этнокультур- ных и языковых материалах) // Вестник Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммо- сова. – Якутск, 2015. – вып.1, т. 12., 2015. – 64-74 с.
- Елизаренкова Т. Я. Ведийский язык. – М.: Наука,1987. – 181 с.
- Барроу Т. Санскрит / Пер. с англ. – М.: Прогресс,1976. – 411 с.
- Бонгард-Левин Г. М., Гуров Н. В. Древнейшая этнокультурная история народов Индостана: итоги, проблемы, задачи исследования//Древний Восток. Этнокультурные связи. – М., 1988. – 90 с.
- Фефелова В. В., Высоцкая Г. С. Изучение распространения антигенов системы HLA у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций. Препринт ВЦ СО РАН. № 12. – Крас- ноярск, 1987. – 17 с.
- Потапов Л. П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. – Л., 1977. – 164-178 с.
- Акишев А. К. Искусство и мифология саков. – Алма-Ата, 1987. – 176 с.
- Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Научно-популярное издание. – Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2002. – 104 с.
- Бетлингк О. Н. О языке якутов / Пер. с нем. В. И. Рассадина. – Новосибирск, 1989. – 646 с.
- Radlobb W. Die jakutische spvache in ihrem Veren Veralnisseru den turksprachen. Abteulunq history.- filol., T.VIII, No.7.spx.: Kaiser-lichen. Akad. Wissenschaft, 1908. – 56-57 S. (на нем. яз.)
- Кузнецов Б. И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). – СПб.: Евразия, 1998. – 352 с.
- Гумилев Л. Н. Древний Тибет. – М.: Изд. «ДИ-ДИК», 1996. – 559 с.
- Эргис Г. У. Олонхо К. Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» – Вып. 1. – Якутск: Госиздат ЯАССР, 1947. – 410 с.
- Федорова Л. В. Евразийство и стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей. – Якутск: ИД СВФУ им. М. К. Аммосова, 2012. – 256 с.
- Федорова Л. В. Сакральное в идеологии евразийства: Монография. – София, Болгария: Общебол- гарский Фонд «ТАНГРА ТанНакРа» издательский дом, 2015. – 127 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная