МОТИВ ЖЕНИТЬБЫ БОГАТЫРЕЙ В ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-1-103-110Ключевые слова:
сюжет; традиционный мотив; эпическое произведение; эпос; манасчи; культурные обычаи; семейные ценности; женитьба; невеста; подвиги и сражения; могущество; испытание; богатырь; событие; кыргызская фольклористикаАннотация
Данная статья рассматривает мотив женитьбы в героических эпосах тюркоязычных народов с особым фокусом на сюжетной основе и композиционном строении мотива в рамках версии эпосов, который является общим для ряда тюркских этносов. Новизна полученных результатов заключается в том, что нами системно исследованы вопросы места мотива женитьбы в эпических произведениях тюркоязычных народов, выполняемая им функция, внутренняя сюжетно-композиционная структура данного мотива в эволюционном развитии общего сюжета, вопросов поэтизации, наличия схожих черт. Цель и задачи исследования: провести анализ предпосылок возникновения мотива женитьбы богатыря в эпической традиции тюркоязычных народов, использования в нём различных обычаев, осуществить сравнительный анализ проблем сюжета и композиции в мотиве женитьбы, использования художественных средств. В работе использованы сравнительно-типологические, генеалогические, проблемно-тематические, историко-литературные методы, также приёмы анализа и синтеза. В результате исследования выявлено, что издревле наши предки решали все трудности и тяготы кочевого существования, опираясь на глубокое, наполненное философией номадов содержание народного культурного наследия, ибо именно в нём были заключены традиции и обычаи нашего народа, сила его ума, постулаты духовно-нравственного поведения. В самой сердцевине народных обычаев и традиций занимают проблемы создания семьи, выбора супругов, женитьбы. Так же определено наличие смешанных древних религиозных понятий в мотиве женитьбы, тот факт, что эти понятия в определённой степени дополняют друг друга, свидетельствуют о довольно существенном параллелизме в предпосылках возникновения и приёмах поэтизации в мотиве женитьбы в эпических произведениях тюркоязычных народов. Мотив женитьбы в эпическом произведении, раскрывая широкую палитру образов персонажей, разносторонне изображает их различные судьбы. В ходе исследования установлено, что в общности поэтических художественных средств наблюдается коренная генетическая близость тюркоязычных народов. В статье дополнительно были рассмотрены и определены смысловые и символические аспекты мотива женитьбы в контексте эпической традиции и исторического развития общества.
Литература
1. Очерк истории кыргызского народного устного творчества / под редакцией Ж. Таштемирова. – Фрунзе : Наука, 1973. – 705 с. (На кыргызском яз.)
2. История кыргызской литературы в семи томах. Т. 1–3. – Бишкек : Шам, 2002. – 682 с.; 2004. – 659 с.; 2005. – 673 с. (На кыргызском яз.)
3. Серия народной литературы 30 томов / под редакцией А. Акматалиева. – Бишкек : Шам, 1997–2009. (На кыргызском яз.)
4. Кыргызская литература: история и время / под редакцией А. Акматалиева. – Бишкек : AVRAZSYA, 2010. – 940 с. (На кыргызском яз.)
5. Сыдыков, А. Эпос «Манас» и проблемы кыргызского народного устного творчества. – Бишкек : Высота, 2004. – 991 с. (На кыргызском яз.)
6. Сыдыков, А. Героические мотивы в эпосе «Манас». – Бишкек : Полиграфресурс, 2011. – 149 с. (На кыргызском яз.)
7. Сарыпбеков, Р. Эволюция героических мотивов в эпосе «Манас». – Фрунзе : Наука, 1987. – 151 с. (На кыргызском яз.)
8. Сарыпбеков, Р. Эволюционное развитие образа Алмамбета. – Фрунзе : Наука, 1977. – 164 с. (На кыргызском яз.)
9. Ягафаров, Р. Г. Мотив об алыпах // Наука и образование-2005 : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. – Нефтекамск : РИО БашГУ, 2006. – С. 397–402.
10. Ягафаров, Р. Г. Башкирский народный эпос «Алпамыша» и «Барсынхулу»: генезис, специфика, поэтика : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Казань, 2007. – 190 с.
11. Шараева, Т. А. Обряды жизненного цикла у калмыков. – Москва : Изд-во РАН, 2010. – 349 с.
12. Чистобаева, Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Улан-Удэ, 2007. – 250 с.
13. Суразаков, С. С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. – Горно-Алтайск : Алтайское книжное изд-во, 1961. – 179 с.
14. Суразаков, С. С. Алтайский героический эпос. – Москва : Наука, 1985. – 256 с.
15. Крашенинникова, Ю. А. Свадебные приговоры дружки: структурно-семантический, функциональный аспекты жанра : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Ижевск, 2003. – 346 с.
16. Ауэзов, М. О. Козы-Корпеш и Баян-слу // Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-хылу» : сборник статей. – Уфа : Уфимский ИИЯЛ АН СССР, 1964. – С. 31. (На казахском яз.)
17. Бадретдинов, С. Отражение традиций создания семьи в древних башкирских эпосах, преданиях и легендах. – Уфа : РИО БашГУ, 2010. – 168 с.
18. Башкирское народное творчество. Эпос: письменные киссы и дастаны. Том VII / составители : Н. Зарипов, А. Сулейманов, Г. Хусаинов и др. – Уфа : Китап, 2004. – 324 с.
19. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика. – Ленинград : Госкомиздат, 1940. – 648 с.
20. Жирмунский, В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – Москва : Наука, 1960. – 335 с.
21. Пропп, В. Я. Поэтика фольклора. – Москва : Лабиринт, 1998. – 351 с.
22. Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Наука, 1963. – 448 с.
23. Путилов, Н. Б. Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. – Ленинград : Наука, 1984. – 255 с.
24. Бутанаев, В. Я., Бутанаева, И. И. Хакасский исторический фольклор. – Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2001. – 146 с.
25. Бардаханова, С. С. Система жанров бурятского фольклора. – Новосибирск : Наука, 1992. – 235 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная