УЛИГЕРЫ О НЕБЕСНОМ ОХОТНИКЕ ХУХЭДЭЙ МЭРГЭНЕ В ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДНЫХ БУРЯТ
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.30.42.001Ключевые слова:
буряты; героический эпос; мифология; астральные мифы; шаманизм; сюжет; мотив; Небесный Охотник; громовник; ГэсэрАннотация
Бурятские эпические сказания о Хухэдэй Мэргэне выделяются в ряду других улигеров своим героем, известным по всей Сибири и Центральной Азии, одним из древних и старших героев бурятского эпоса, предшествовавшим Абай Гэсэру. Актуальность и новизна исследования состоят в подробном рассмотрении эпических сюжетов с этим персонажем, ранее неопубликованных и практически не упоминавшихся в работах исследователей. Цель данной работы – дать обзор эпическим сюжетам о Хухэдэй Мэргэне, используя методы сравнительно-сопоставительного анализа, выявить общие черты, характерные сюжетно-мотивные особенности. Мифологический образ Хухэдэй Мэргэна у западных бурят сконцентрировал в себе черты охотника, первопредка, почитаемого охотничьего и военного божества и бога-громовника. Однако мифологическая ипостась Небесного Охотника не реализуется в эпических сюжетах. В эпической традиции Хухэдэй Мэргэн раздваивается, выступая в роли громовника и героя-богатыря (иногда в одном и том же улигерном сюжете) и, по мнению исследователей, является прототипом героя-божества, содержащим в себе концепт сына неба, характерный для центральноазиатской фольклор-но-мифологической традиции, ярчайшим представителем которого стал Гэсэр. Улигеры о Хухэдэй Мэргэне, записанные у боханских, кудинских и унгинских бурят, свидетельствуют о том, что этот персонаж был популярен и распространен у всех групп западных бурят. Основные сюжетные линии этих улигеров мало чем отличаются друг от друга, но разные предыстория и финал задают повествованиям различное восприятие. Улигер «Хухэлдэй Мэргэн» представляет ранний тип улигеров о героическом сватовстве, сохранив мифологического героя-одиночку, в котором сконцентрированы черты первопредка, культурного героя и идеализированного члена патриархально-родового коллектива. Сюжеты разных вариантов «Хухэрдэй Мэргэна» и «Хухосэй Мэргэна» сохранили свое древнее «ядро», сконтаминировавшись с сюжетами о воинских подвигах, и именно на их основе можно сделать заключение о трансформации мифологических образов, смене героев, усложнении и циклизации эпических сюжетов.
Литература
1. Бертагаев Т. А. Внутренняя реконструкция и этимология слов в алтайских языках // Проблемы общности алтайских языков. – Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. – С. 90–109.
2. Неклюдов С. Ю. Небесный охотник в мифах и эпосе тюрко-монгольских народов // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: тезисы докладов девятой научной конференции (Ленинград, 1980). Ч. 1. – Москва : Наука, 1980. – С. 145–155.
3. Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. – Москва : Индрик, 2019. – 520 с.
4. Поппе Н. Н. Некоторые проблемы бурят-монгольского героического эпоса // Известия Академии наук СССР. – 1940. – № 2. – С. 3–11. 5. Абай Гэсэр-хубун: Эпопея (эхирит-булагатский вариант). Ч. 1 / подготовка текста, перевод и примечания М. П. Хомонова. – Улан-Удэ : Типография Министерства культуры БурАССР, 1961. – 231 с. (На бурятском и рус. яз.)
6. Уланов А. И. К характеристике героического эпоса бурят. – Улан-Удэ : Бурят-Монгольское кн. изд-во, 1957. – 171 с.
7. Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. Т. I. Произведения народной словесности бурят. Вып. III. – Петроград : Типография Российской академии наук, 1918. – 180 с. (На бурятском и русском яз.)
8. Дугаров Б. С. Хухэдэй Мэргэн: феномен божества-героя // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. – 2011. – № 10. – Вып. 4: Востоковедение. – С. 60–64.
9. Бурчина Д. А. Героический эпос унгинских бурят: указатель произведений и их вариантов. – Новосибирск : Наука, 2007. – 544 с.
10. Хангалов М. Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. III. / под редакцией Г. Н. Румянцева. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2004. – 312 c.
11. Бакаева Э. П. Почитание Большой Медведицы в среде ойратов и калмыков: древнейшие представления и буддийские напластования. Часть 2 // Oriental Studies. – 2020. – Т. 13. – № 3. – C. 661–687. – DOI: 10.22162/2619-0990-2020-48-2-368-384.
12. Несказочная проза алтайцев / составители : Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. – Новосибирск : Наука, 2011. – 576 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30). (На алтайском и рус. яз.)
13. Мифы, легенды, предания тувинцев / составители : Н. А. Алексеев, Д. С. Куулар, З. Б. Самдан, Ж. М. Юша. – Новосибирск : Наука, 2010. – 372 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 28) (На тувинском и рус. яз.)
14. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1928–1929 гг.). – Якутск : Творческо- производственная фирма «Север-Юг», 1992. – 318 с.
15. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1973. – 474 с. – (Эпос народов СССР). (На алтайском и рус. яз.)
16. Хангалов М. Н. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 1 / под редакцией Г. Н. Румянцева. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2004. – 508 c. 17. Балдаев С. П. Избранное. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1961. – 255 с.
18. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. – Москва : Наука, 1978. – 128 с.
19. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. – Новосибирск : Наука, 1987. – 288 с.
20. Вселенная сибирского шамана. История. Легенды. Обряды. Репринтное издание работ Б. Э. Петри по этнографии из собрания Иркутского областного краеведческого музея. – Иркутск : Иркутский област- ной краеведческий музей, 2014. – 328 с.
21. Балдаев С. П. Происхождение грома и молнии // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Ф. 36. – Инв. № 1254. – 8 л.
22. Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. На материале обрядового фольклора бурят. – Москва : Наука, 1991. – 298 с.
23. Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское республиканское кн. изд-во «Юч-Сюмер», 2001. – 222 с.
24. Хүхэрдэй Мэргэн. Зап. С. П. Балдаева от неизв. // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Ф. 36. – Оп. 1. – Инв. № 264. – 88 л. (На бурятском яз.)
25. Хухэрдэй Мэргэн. Зап. С. П. Балдаева от Б. Болдонова в 1941 г. // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Ф. 36. – Оп. 1. – Инв. № 266. – 58 л. (На бурятском яз.)
26. Хүхөрдөй Мэргэн (Гэсэри ехэ баатар). Зап. С. П. Балдаева от Л. Бардаханова // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Ф. 36. – Оп. 1. – Инв. № 290. – 67 л. (На бурятском яз.)
27. Хүхөрдөй Мэргэн. Зап. С. П. Балдаева от Л. Бардаханова // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Ф. 36. – Оп. 1. – Инв. № 265. – 65 л. (На бурятском яз.) 28. Хүхэрдэй Мэргэн. Зап. А. Шадаева // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Общий фонд. – Инв. № 1242. (На бурятском яз.)
29. Хүйлэн хүхэ морьтой Хүхэлдэй Мэргэн хүбүүн (Эдэйн буряадай үльгэр). 1930 год. // ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Ф. 36. – Оп. 1. – Инв. № 301. – 42 л. (На бурятском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная