СОСТАВ ОБЪЕКТОВ СРАВНЕНИЙ В ОЛОНХО (на материале текста олонхо «Уол Дуолан»)

Авторы

  • ЛЬВОВА Сахая Даниловна, lvovasakhaya@mail.ru с. н. с., зав. сектором «Олонховедение» Научно-исследовательского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/z2347-0267-7345-k

Ключевые слова:

эпос, олонхо, сунтарская локальная традиция, М. З. Мартынов, Уол Дуолан, поэтика олонхо, речевые средства эпической образности, сравнение, структура сравнения, объект сравнения.

Аннотация

Статья является частью продолжающегося изучения сравнения как речевого средства образности в якутском эпосе олонхо. В работе рассматривается опорный компонент в структуре сравнения – объект. Цель исследования состоит в выявлении основного состава объектов сравнения с последующей их классификацией на примере текста олонхо «Уол Дуолан», записанного в 1938 г. А. А. Саввиным со слов сказителя сунтарской локальной традиции М. З. Мартынова. Исследование проведено с использованием методов корпусной фольклористики: на начальном этапе работы путем сплошной выборки из текста составлен электронный каталог сравнений олонхо «Уол Дуолан», содержащий 341 единицу сравнительных конструкций; проведен анализ данных; для семантического и контекстуального анализа объектов сравнений, установления вариантов и других образцов использования сравнений применен автоматизированный поиск. Осуществлена классификация объектов сравнения по пяти тематическим группам, основанная на систематизации сравнений русских былин Ф. М. Селиванова. Автор приходит к выводу, что основными составляющими «познаваемого» в олонхо «Уол Дуолан» являются внешний вид персонажей (31%) и их действия, в том числе телодвижения и эмоции (29%). Наиболее детально раскрывается образ главного героя, а также образы его противника – богатыря абаасы и девушки-красавицы айыы. Объекты сравнения, входящие в группу описания природы (13%), участвуют в отражении модели мира олонхо, способствуют выражению её бинарной натуры, а также служат для передачи беспредельности силы, изобилия и красоты природы. Имущества персонажей, артефакты (12%) подвергаются сравнению главным образом для уточнения качественной характеристики предметов (размера, формы, цвета и др.), а также для гиперболизации их размеров. Доля объектов сравнения – своеобразных звуков и голосов различного происхождения, отличающихся точностью и выразительностью, составляет 6%. Помимо выделенных групп выявлены и другие объекты сравнения, не образующие отдельные группы, это абстрактные понятия, показатели времени, маркеры меры и др.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-генетический аспекты».

Литература

  1. Иванов А. А. – Кюндэ. Саха бэйиэсийэтин уус-уран куормата. – Дьокуускай : Саха судаарыстыбатын кинигэтин бэчээтэ, 1930. – 56 с. (На якутском яз.)
  2. Петров В. Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе. – Москва : Наука, 1978. – 137 с.
  3. Васильев Ю. И. Способы выражения сравнения в якутском языке. – Новосибирск : Наука, 1986. – 109 с.
  4. Николаева Т. Н. Сравнение как репрезентант образа эпической природы // Эпосоведение. – 2020. – № 3. – С. 75–85. – DOI: 10.25587/y0939-8831-8102-k
  5. Харабаева В. И. Сравнения в языке якутского эпоса олонхо // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. – 2019. – Т. 18. – № 2. – С. 47– – DOI : 25205/1818-7919-2019-18-2-47-53.
  6. Захарова А. М., Прокопьева А. К. Сравнительные конструкции синтетического типа в якутском и алтайском эпосах // Сравнительно-сопоставительное изучение тюркских и монгольских языков: материалы Международной научно-практической конференции (Якутск, 18-19 октября 2018 г.). – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2018. – С. 223–233.
  7. Lvova S. D. Biomorphic images of comparison in Yakut Olonkho and other Turkic epics of Siberia // Agathos: An International Review of the Humanities and Social Sciences. – 2020. – Vol. 11. – Iss. 2 (21). – Pp. 133–149. (На англ. яз.)
  8. Львова С. Д. Сравнения в олонхо: устойчивость и трансформации (на материале текстов северной эпической традиции якутов) // Научный диалог. – 2020. – № 4. – С. 203–219. – DOI: 10.24224/2227-1295-2020-4-203-219
  9. Львова С. Д. Сравнения в якутском и тувинском эпосах: общее и специфичное // Новые исследования Тувы. – 2021. – № 1. – С. 202–216. – DOI: 10.25178/nit.2021.1.11
  10. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. – Москва : Высшая школа, 1990. – 344 с.
  11. Литературный энциклопедический словарь / под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. – Москва : Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
  12. Ефимова Л. С. Якутский алгыс: специфика жанра, поэтика: автореф. дис… д. филол. н. – Элиста, 2013. – 55 с.
  13. Мартынов М. З. Уол Дуолан бухатыыр. – Дьокуускай : Бичик, 2010. – 248 с. – (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 7). (На якутском яз.)
  14. Сатанар М. Т. Семантические оппозиции зачина в якутском олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» // Эпосоведение. – 2022. – № 1 (25). – С. 79–94. – DOI: 10.25587/t5491-0740-8768-o
  15. Кыыс Дэбилийэ : Якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и русском яз.)
  16. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта: в 15 т. Т. VII : (Буквы Нь, О, Ө, П) / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2010. – 519 с. (На якутском и русском яз.

Загрузки

Опубликован

30-06-2022

Как цитировать

Сахая Даниловна , Л. . (2022). СОСТАВ ОБЪЕКТОВ СРАВНЕНИЙ В ОЛОНХО (на материале текста олонхо «Уол Дуолан»). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 17–27. https://doi.org/10.25587/z2347-0267-7345-k

Выпуск

Раздел

Статьи