ГЛАГОЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЧИ БОГАТЫРЕЙ: НА МАТЕРИАЛЕ ХАКАССКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ «АЛБЫНЧЫ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/e5144-5227-9796-wКлючевые слова:
хакасское героическое сказание «Албынчы», богатырь, речевой процесс, глагол, функционально-семантический аспектАннотация
Цель статьи – описание и выявление функционально-семантических особенностей глаголов со значением речевой деятельности в языке фольклора. Материалом для анализа послужили глаголы, репрезентирующие речевой процесс (по сути, речь богатырей / богатырш), собранные методом сплошной выборки из текстового корпуса хакасского героического сказания «Албынчы» [1]. По нашим сведениям, в данном фольклорном памятнике содержится 18 простых и 10 аналитических форм глаголов со значением речевой деятельности в более чем 500 контекстных употреблениях. В работе использованы описательный (дескриптивно-аналитический) и функционально-семантический методы исследования. Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью языка хакасского фольклора, в частности, глагольной сферы в ракурсе антропоцентрической парадигмы, а также отсутствием специальных работ по данной тематике на материале других тюркских фольклорных текстов. Новизна проведённого исследования заключается в том, что впервые описаны глаголы, выражающие речь богатырей / богатырш, на материале героического сказания «Албынчы», как незаменимый и важный фрагмент фольклорно-языковой картины мира. В ходе исследования выявлено, что в текстовом корпусе хакасского героического сказания «Албынчы» использованы только стилистически нейтральные глаголы со значением речевой деятельности, которые обеспечивают все необходимые представления о речи богатырей. Данный факт свидетельствует о том, что язык фольклора соответствует высоким литературным нормам на всех уровнях: лексическом, грамматическом и синтаксическом. Также частотное использование конструкций с прямой речью и синтагматическое окружение глаголов говорения в исследуемом корпусе героического сказания свидетельствуют об отсутствии стремления транслировавших их сказителей к экономии речевых средств. Помимо глаголов со значением говорения прямую речь могут вводить и глаголы других лексических категорий: эмоции, действий, поведения, восприятия и др. Фольклорно-языковая система хакасов имеет много неизученных, неразгаданных, а оттого и интересных в лексико-семантическом, функционально-семантическом, когнитивном, лингвокультурологическом аспектах концептуальных полей. На наш взгляд, данная тематика имеет хороший лингвистический потенциал и перспективу для будущих исследований.
Литература
- Албынчы. Алыптығ нымах (героическое сказание). – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2018. – 126 с.
- Виноградова Л. Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. – Москва: Наука, 1989. – С. 89–
- Сунчугашев Я. И. Хакасские героические сказания как исторический источник // Вопросы этнографии Хакасии. – Абакан : ХакНИЯЛИ, 1981. – С. 28–
- Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2007. – 164 с.
- Чертыкова М. Д., Каксин А. Д. Послелог кöре: семантика и функционирование (на материале хакасского героического сказания «Албынчы») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. – 2019. – №4 (16). – С. 88–
- Чертыкова М. Д., Каксин А. Д. Концептуализация слухового восприятия в фольклорно-языковой картине мира (на материале героического сказания «Албынчы») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение.
– – №1 (17). – С. 100–111. - Чертыкова М. Д., Каксин А. Д. Языковое выражение богатырского видения мира: на материале героического сказания «Албынчы» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Серия: Эпосоведение. – – №3 (19). – С. 14–29.
- Чертыкова М. Д. Глаголы говорения в хакасском языке (системно-семантический аспект) / Научный редактор М. И. Черемисина. – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2005. – 180 с.
- Кульсарин Н. Г. Образ богатыря в русском и башкирском героическом эпосе: автореф. дис. … канд. филол. н. Специальность: 10.01.09. – Уфа, 2014. – 24 с.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Издание 7-е. – Москва : Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с.
- Милых М. К. Конструкции с прямой речью как синтаксическая единица // Филологические науки. – – № 4. – С. 136–145.
- Гаджиева Н. З., Коклянова А. А. Глаголы речи в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков. – Москва : Изд-во АН СССР, 1961. – С. 323–
- Карпов В. Г. Изъявительное наклонение глагола в современном хакасском языке. – Абакан : Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – 164 с.
- Руберт И. Б., Долгова Н. Б. Основные характеристики мифологического времени в англоскасонских эпических текстах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2003. – Том 3. – Вып. 5. – С. 53–
- Тачеева Т. Г. Хакасский хайджи С.П.Кадышев (к 80-летию со дня рождения) // Учёные записки. Вып. XI. – Абакан : Красноярское книжное издательство. Хакасское отделение, 1965. – С. 186–217.
- Кызласова И. Л. Формы настоящего времени с участием глагола чат- «лежать» в хакасском языке // Коренные народы Сибири: история, традиции и современность: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 12 октября 2017 г.). – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2018. – С. 106–
- Кызласова И. Л., Кичеева К. В. Глагольные средства выражения итеративности в хакасском языке // Российская тюркология. Москва : ООО «Издательство МБА», 2019. – №1-2 (22-23). – С. 29–
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная