ОЛОНХО И ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ ЭПОС «РАМАЯНА»: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ В СЮЖЕТЕ
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10876Ключевые слова:
олонхо, якутский героический эпос, Нюргун Боотур Стремительный, индийский эпос, Рамаяна, типологические параллели, сюжетные сходства и различия, сравнительное изучение, эпосы народов мира.Аннотация
По своему масштабному и фантастически грандиозному содержанию, по красоте и богатству словесного художественно-изобразительного мастерства якутский героический эпос может претендовать на достойное место наряду с такими памятниками эпического наследия как древний шумерский эпос о Гильгамеше, греческие «Илиада» и «Одиссея», германская «Песни о Нибелунгах», финская «Калевала», русские былины, индийские «Махабхарата», «Рамаяна» и др. На сегодня перед якутским эпосоведением актуальным является проблема определения места признанного ЮНЕСКО Шедевром Устного Нематериального Наследия Человечества якутского Олонхо в пространстве мировых эпосов. Решению данной проблемы будут способствовать сравнительные исследования олонхо с эпосами мира.
По предположению исследователей, в средние века предки якутов входили в состав Великого Каганата тюрков, который имел культурные связи со многими странами, в т. ч. и с Индией. Не исключено, что в олонхо и индийском эпосе, несмотря на уникальность каждого из эпосов, имеются сходные сюжеты, мотивы, образы, художественные идеи. В статье ведется сравнительный анализ олонхо К. Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» и индийского эпоса «Рамаяна» в литературном изложении В. Г. Эрмина и Э. М. Темкина, направленное на обнаружение аналогий и различий в их сюжетной системе. Исследования наличий типологических параллелей в якутском героическом эпосе олонхо и индийском эпосе «Рамаяна» также могут позволить выявить своеобразие якутского эпоса, так как благодаря культурным, историческим и ментальным особенностям народов мира, каждый отдельно взятый эпический памятник приобретает особые, неповторимые черты.
Литература
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград: Наука, 1974. – 434 с.
- Окладников А. П. Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом. – Якутск: Изд. «Сайдам», 2013. – 62 с.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Москва: Наука, 1974. – 402 с.
- Пухов И. В. Олонхо – древний эпос якутов. – Якутск: Изд-во «Сайдам», 2013. – 46 с.
- Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. – Якутск: Якутский филиал Издательства СО РАН, 2004. – 206 с.
- Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Типология народного эпоса. – Москва: Наука, 1975. – 327 с.
- А. фон Габен. Древнетюркская литература // Зарубежная тюркология. – М.: Наука, 1986. – 384 с.
- Оросин К. Г. Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск, 1947. – 410 с.
- Рамаяна. Древнеиндийский эпос. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина. – Москва: Наука, 1965. – 446 с.
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос : Избранные труды / В. М. Жирмунский – Ленин- град: Наука, 1974. – 727 с.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград, 1986. – 507 с.
- Пропп В. Я. Русский героический эпос: Собрание трудов В. Я. Проппа / сост. С. П. Бушкевич. – Москва, 1999. – 640 с.
- Жирмунский В. М. Узбекский народный героический эпос [Текст] / В. М. Жирмунский, X. Т. За- рифов. – Москва: Гослитиздат, 1947. – 520 с.
- Жирмунский В. М. Введение в изучение «Манаса» [Текст] / В. М. Жирмунский. – Фрунзе, 1948. – 111 с.
- Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка [Текст] / В. М. Жирмунский. – Москва: ИВЛ., 1960. – С. 63-84.
- Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» [Текст]: книга моего деда Кор- кута: Огузский героический эпос / В. М. Жирмунский / пер. акад. В. В. Бартольда. – Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1962. – C. 131-259.
- Мелетинский Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов. РГГУ. – Москва, 1994. – 136 с.
- Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Ми- клухо-Маклая. – Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. – 223 с.
- Путилов Б. Н. Искусство былинного певца: Из текстологических наблюдений над былинами // Принципы текстологического изучения фольклора. – Москва; Ленинград, 1966. – С. 220-259.
- Путилов Б. Н. Концепция, с которой нельзя согласиться // Вопросы литературы. – 1962. – № 11. – С. 98-111.
- Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Ленинград: Наука, 1976. – 244 с.
- Путилов Б. Н. О современном народнопоэтическом творчестве // Звезда. – 1954. – № 2. – С. 144- 151.
- Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое ис- следование. – Москва: Наука, 1971. – 316 с.
- Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. Типология и эпическая специфика. – Москва: Вост. лит., 1997. – 295 с.
- Пэрри М., Лорд А. Сказитель. – Москва: Вост. лит., 1994. – 369 с.
- Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология взаимосвязи литератур древнего мира. – Москва, 1971. – С. 134-206.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная