ОЛОНХО И ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ ЭПОС «РАМАЯНА»: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ В СЮЖЕТЕ

Авторы

  • Антонина Федоровна КОРЯКИНА, aitalilen@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10876

Ключевые слова:

олонхо, якутский героический эпос, Нюргун Боотур Стремительный, индийский эпос, Рамаяна, типологические параллели, сюжетные сходства и различия, сравнительное изучение, эпосы народов мира.

Аннотация

По своему масштабному и фантастически грандиозному содержанию, по красоте и богатству словесного художественно-изобразительного мастерства якутский героический эпос может претендовать на достойное место наряду с такими памятниками эпического наследия как древний шумерский эпос о Гильгамеше, греческие «Илиада» и «Одиссея», германская «Песни о Нибелунгах», финская «Калевала», русские былины, индийские «Махабхарата», «Рамаяна» и др. На сегодня перед якутским эпосоведением актуальным является проблема определения места признанного ЮНЕСКО Шедевром Устного Нематериального Наследия Человечества якутского Олонхо в пространстве мировых эпосов. Решению данной проблемы будут способствовать сравнительные исследования олонхо с эпосами мира.

По предположению исследователей, в средние века предки якутов входили в состав Великого Каганата тюрков, который имел культурные связи со многими странами, в т. ч. и с Индией. Не исключено, что в олонхо и индийском эпосе, несмотря на уникальность каждого из эпосов, имеются сходные сюжеты, мотивы, образы, художественные идеи. В статье ведется сравнительный анализ олонхо К. Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» и индийского эпоса «Рамаяна» в литературном изложении В. Г. Эрмина и Э. М. Темкина, направленное на обнаружение аналогий и различий в их сюжетной системе. Исследования наличий типологических параллелей в якутском героическом эпосе олонхо и индийском эпосе «Рамаяна» также могут позволить выявить своеобразие якутского эпоса, так как благодаря культурным, историческим и ментальным особенностям народов мира, каждый отдельно взятый эпический памятник приобретает особые, неповторимые черты.

Литература

  1. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград: Наука, 1974. – 434 с.
  2. Окладников А. П. Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом. – Якутск: Изд. «Сайдам», 2013. – 62 с.
  3. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Москва: Наука, 1974. – 402 с.
  4. Пухов И. В. Олонхо – древний эпос якутов. – Якутск: Изд-во «Сайдам», 2013. – 46 с.
  5. Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. – Якутск: Якутский филиал Издательства СО РАН, 2004. – 206 с.
  6. Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Типология народного эпоса. – Москва: Наука, 1975. – 327 с.
  7. А. фон Габен. Древнетюркская литература // Зарубежная тюркология. – М.: Наука, 1986. – 384 с.
  8. Оросин К. Г. Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск, 1947. – 410 с.
  9. Рамаяна. Древнеиндийский эпос. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина. – Москва: Наука, 1965. – 446 с.
  10. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос : Избранные труды / В. М. Жирмунский – Ленин- град: Наука, 1974. – 727 с.
  11. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград, 1986. – 507 с.
  12. Пропп В. Я. Русский героический эпос: Собрание трудов В. Я. Проппа / сост. С. П. Бушкевич. – Москва, 1999. – 640 с.
  13. Жирмунский В. М. Узбекский народный героический эпос [Текст] / В. М. Жирмунский, X. Т. За- рифов. – Москва: Гослитиздат, 1947. – 520 с.
  14. Жирмунский В. М. Введение в изучение «Манаса» [Текст] / В. М. Жирмунский. – Фрунзе, 1948. – 111 с.
  15. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка [Текст] / В. М. Жирмунский. – Москва: ИВЛ., 1960. – С. 63-84.
  16. Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» [Текст]: книга моего деда Кор- кута: Огузский героический эпос / В. М. Жирмунский / пер. акад. В. В. Бартольда. – Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1962. – C. 131-259.
  17. Мелетинский Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов. РГГУ. – Москва, 1994. – 136 с.
  18. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Ми- клухо-Маклая. – Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. – 223 с.
  19. Путилов Б. Н. Искусство былинного певца: Из текстологических наблюдений над былинами // Принципы текстологического изучения фольклора. – Москва; Ленинград, 1966. – С. 220-259.
  20. Путилов Б. Н. Концепция, с которой нельзя согласиться // Вопросы литературы. – 1962. – № 11. – С. 98-111.
  21. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Ленинград: Наука, 1976. – 244 с.
  22. Путилов Б. Н. О современном народнопоэтическом творчестве // Звезда. – 1954. – № 2. – С. 144- 151.
  23. Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое ис- следование. – Москва: Наука, 1971. – 316 с.
  24. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. Типология и эпическая специфика. – Москва: Вост. лит., 1997. – 295 с.
  25. Пэрри М., Лорд А. Сказитель. – Москва: Вост. лит., 1994. – 369 с.
  26. Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология взаимосвязи литератур древнего мира. – Москва, 1971. – С. 134-206. 

Загрузки

Опубликован

29-06-2016

Как цитировать

KORYAKINA, A. F. . (2016). ОЛОНХО И ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ ЭПОС «РАМАЯНА»: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ В СЮЖЕТЕ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 35–44. https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10876

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)