МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В ЭПИЧЕСКИХ И ОБРЯДОВЫХ МАТЕРИАЛАХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2016.2.10873Ключевые слова:
традиция, текст, контекст, этимология, символ, семантика, персонаж, эпос, шаманизм, ритуальный обряд, сакральное пространство, небесные божества.Аннотация
В современной отечественной фольклористике актуальным представляется компаративистский анализ таких двух фундаментальных составляющих духовной жизни тюрко-монгольского мира, как эпическая и шаманская традиции. Целью данного исследования является выявление семантики единых мифологических персонажей в эпических и обрядовых текстах. Сравнительный аспект исследования мифов в эпосе и шаманизме, а также их тюрко-монгольских параллелей еще не являлись объектом отдельного исследования. Безусловно, семантика и генеалогия эпических событий и функции героев более точно выявляются в контексте обрядовых материалов. Представленные в тюрко-монгольской мифологии персонажи, в образе которых отражается предковое лунно-солнечное начало как символ защиты, плодородия, имплицитно или явно присутствуют и в эпических текстах. Если в якутском фольклоре образ девяти небесных детей широко сохранился в эпических текстах, то в бурятских эпических текстах образ девяти непорочных детей отсутствует. В легендах и преданиях данный образ сохранился только в самых устойчивых повторяющихся обрядовых событиях. Необходимо констатировать, что образ девяти небесных детей в наиболее полном и цельном виде сохранился в якутской традиции. Таким образом, мы проследили семантику единых тюрко-монгольских мифологических персонажей в обрядовых событиях и эпических текстах, выявили схожие архаичные элементы в их образе, сохранность и трансформацию культурных кодов. По нашим наблюдениям, в основе эпических поэтических текстов реализуется базовая модель шаманского мифологического мира. Зачастую значение мифологических персонажей в эпосе и обрядовых событиях идентично.
Литература
- Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура: in memoriam; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. – Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2003. – 464 с.
- Гоголев А. И. Историческая этнография якутов. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1980. – 108 с.
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – Москва: Искусство, 1976. – 367 с.
- Мухоплева С. Д. Якутские народные обрядовые песни: (Система жанров). – Новосибирск: Наука, 1993. – 110 с.
- Мадасон ф. 18, оп. 1, д. 193. – Ехэ онгоной дурдалга = [Призывание великого онгона] // ЦВРК ИМБТ СО РАН, ф. И. Н. Мадасона, ф. 18, оп. 1, д. 197, л. 15-22.
- Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии; под ред. и с предисл. Я. П. Алькора. – Ленинград: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1936. – 533 с.
- Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГА- КИ, 2001. – 299 с.
- Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т., Т. 1. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская тип.», 2004. – 508 с.
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск: Наука, 1987. – 116 с.
- Гоголев А. И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. – 199 с.
- Хүхэ мүнхэ тэнгэри: сб. шаманских призываний. – Улан-Удэ: АО «Республиканская тип.», 1996. – 270 с.
- Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000. – 480 с.
- Лукина А. Г. Традиционные танцы саха. – Новосибирск: Наука, 2005. – 356 с.
- Худяков А. И. Краткое описание Верхоянского округа. – Ленинград: Наука, 1969. – 439 с.
- Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т., Т. 2. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская тип.», 2004. – 312 с.
- Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). – Москва: Наука, 1991. – 300 с.
- Ала-Булкун: якутское олонхо / Запись В. Н. Васильева; подг. текста Э. К. Пекарского, Н. В. Емелья- нова; пер. Г. В. Баишева. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. – 104 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная