ОБРАЗЫ КАМЕННЫХ И ГОРНЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ ХАКАСОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/y1732-6889-6493-cКлючевые слова:
героический эпос, каменные люди, горные люди, мифологическая основа, мифологический рассказ, культ камней, культ гор, каменные изваяния, помощники героя, отрицательные образы, бинарная оппозицияАннотация
В статье рассматриваются образы каменных и горных людей в героическом эпосе хакасов, которым отводилась роль защитников и покровителей. К ним относятся такие персонажи, как горные люди и проклятый старик, живущий в чёрной пещере. Образы каменных и горных людей в рассматриваемых героических сказаниях, вероятно, возникли, основываясь на мифологии и культе гор. Цель данной статьи – определить функциональную роль образов каменных и горных людей. Новизна работы заключается в том, что образы каменных и горных людей получили наиболее полное воплощение именно в хакасском эпосе, в то время как в эпосе алтайцев и бурят только упоминается связь главного героя с горой. В эпосе этих народов нет персонажей, называемых «каменным человеком», «горными людьми», образы которых разработаны и наделены определёнными функциями, как в хакасском героическом эпосе. Надо полагать, что образы «каменных людей» в героических сказаниях хакасов, вероятно, возникли в силу мифологических представлений об окружающем мире и культа гор, бытовавших у древнего этноса, и получили дальнейшую художественную разработку. В героических сказаниях хакасов наряду с каменными людьми представлены и образы горных людей, они упоминаются нечасто и не влияют на ход событий, но генетически они связаны с мифологией и верованиями народа.
Материалом для исследования послужили неопубликованные героические сказания «Ах хан на светло-соловом коне» (записано А. Г. Кызласовой от сказителя К. А. Бастаева 16–21 февраля 1949 г.); «Старик Хара Хан на тёмно-гнедом коне» (записано А. Т. Кызласовой от сказителя К. А. Бастаева в 1949 г.), «Хан Харахчыл на вороном коне с пятном на лбу» (записано М. И. Добровой в 1948 г. от сказителя М. К. Доброва). В рассмотренных героических сказаниях мы выделили образы: 1) «каменных людей», эти образы носили сакральный характер, им отводилась роль защитника, покровителя; 2) образы «горных людей» и проклятого божествами старика, живущего в чёрной пещере. Интересен образ старика, который несёт определённую поучительную нагрузку: за плохие деяния приходится расплачиваться.
Литература
- Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. – Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2006. – 208 с.
- Бурнаков В. А. Каменные изваяния в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. – Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2012. – С. 335–
- Бурнаков В. А. Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX–XX век) // Вестник НГУ. Серия : История, филология. – 2013. – Т. 12. – Вып. 7 : Археология и этнография. – С. 265–
- Кызласов И. Л. Гора – прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. – 1982. – № 2. – С. 83–
- Майнагашева Н. С., Челтыгмашева Л. В., Чистобаева Н. С., Чаптыкова Ю. И., Шулбаева Н. В. Современное состояние хакасского фольклора (отчёт фольклорной экспедиции ХакНИИЯЛИ за 2016 г.) // Научное обозрение Саяно-Алтая : Серия «Филология». – 2017. – № 2 (18). – С. 106–
- Чаптыкова Ю. И., Челтыгмашева Л. В. Мифологические рассказы о духах-хозяевах горы, воды, огня в фольклоре хакасов (по материалам фольклорной экспедиции 2016 г. в Таштыпском и Аскизском районах Республики Хакасия // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6 (61). – С. 424–
- «Ах сараттығ Ах хан» (запись сделана Кызласовой А. Г. от сказителя Бастаева К. А 16–21 февраля 1949 г.) // Рукописный фонд ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ». – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 75. – Л. 99–
- Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, щорцев, якутов) : эксперим. изд. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1381 с.
- Хакасско-русский словарь / Отв. ред. О. В. Субракова. – Новосибирск : Наука, 2006. – 1114 с.
- Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. – Абакан : Изд-во ХГУ, 2003. – 260 с.
- «Хара тораттығ Хара Хан» (запись сделана Кызласовой А. Т. от сказителя Бастаева К. А. в 1949 г.) // Рукописный фонд ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ». – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 75. – Л. 90.
- Николаева Н. Н. Отрицательные персонажи в героическом эпосе бурят // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (34) : в 3 ч. – Ч. 2. – С. 145–
- Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. – Москва : Изд-во Московского университета, 1986. – 295 с.
- «Хасха Хара аттығ Хан Харахчыл» (запись сделана Добровой М. И. от сказителя Доброва М. К. в 1948 г.) // Рукописный фонд ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ». – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 92. – Л. 95.
- Плотникова О.А. Боги и герои Древней Руси. – Москва : Вече, 2016. – 255 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная